Сегодня суббота, 20.04.2024, 03:27, ньюсмейкеров: 44163, сайтов: 1206, публикаций: 3427776
24.04.2013 13:35
Новости.
Просмотров всего: 9859; сегодня: 1.

«Евроцемент груп» поддержал выставку картин Михаила Нестерова в Третьяковской галерее

«Евроцемент груп» поддержал выставку картин Михаила Нестерова в Третьяковской галерее

К 150-летию со дня рождения выдающегося живописца, графика и монументалиста Михаила Нестерова в государственной Третьяковской Галерее при поддержке Холдинга "Евроцемент груп" открылась грандиозная выставка работ художника "В поисках своей России". На выставке представлено около 300 произведений из 24 музеев России, Украины, Беларуси и 10 частных коллекций. Впервые экспонируется картина «Голгофа» (1900), сложнейшая реставрация которой была также осуществлена на средства Холдинга "Евроцемент груп".

Выставка "В поисках своей России" демонстрируют широкий диапазон художественных интересов Михаила Нестерова: картины на религиозные темы, портрет, пейзаж. Помимо станковых работ, в экспозицию вошли эскизы к храмовым росписям и мозаикам. Ряд ценных живописных полотен и графических листов недавно поступили в собрание Третьяковской галереи из коллекций, принадлежавших внучке Нестерова И.В. Шретер и семье архитектора А.В. Щусева, друга и соратника художника. Специально к выставке многие произведения были специально отреставрированы, среди них: "Юность преподобного Сергия», (1892–1897, ГТГ), "Голгофа" (1900, ГТГ).

"Холдинг "Евроцемент груп" и Государственная Третьяковская галерея являются давними партнерами. За семь лет нашего сотрудничества мы реализовали большое количество ярких проектов. Среди них и выставка произведений Марка Шагала, и подготовка монографии о творчестве Джорджа Доу. Уверен, что выставка работ Михаила Нестерова, которая впервые демонстрируется в Третьяковской галерее в полном объеме, станет открытием для широкой публики и специалистов", - отметил на открытии выставки Президент "Евроцемент груп" Михаил Скороход.

Девять разделов экспозиции, организованной одновременно по хронологическому, жанровому и тематическому принципам, демонстрируют творческий путь Михаила Нестерова в многообразии художественных поисков, увлечений и занятий: «Начало пути (1877–1886)», «Утверждение своей темы», «Цикл о Сергии Радонежском», «Роман в красках», «В пространстве соборов», «Портреты эпохи модерна (1900-е)», «После 1917 года», «Портреты 1921–1941 годов», «Документально-биографический раздел».

Центром экспозиции стало масштабное полотно «На Руси (Душа народа)» (1914–1916, ГТГ). В нем предстает собирательный образ России: своеобразный крестный ход объединил людей разных эпох, сословий и состояний, типические фигуры русской истории, воплощающие национальный дух.

Важнейшие разделы экспозиции посвящены портретному творчеству Нестерова. Среди лучших произведений этого жанра – «Портрет дочери художника О.М. Нестеровой (Амазонка)» (1906, ГРМ) и двойной портрет «Философы» (1917, ГТГ), изображающий религиозных мыслителей П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. Это произведение стало предвестием блестящей галереи образов современников, созданной художником в 1920-х – начале 1940-х годов и считающейся вершиной портретной живописи того времени - портреты художника В.М. Васнецова (1925), физиолога И.П. Павлова (1935), скульптора В.И. Мухиной (1940), архитектора А.В. Щусева (1941, все – ГТГ) и многих других.

Также впервые полно (около 100 листов) представлены эскизы и подготовительные картоны монументальных работ Нестерова, ставшие новым словом в церковном искусстве. Наиболее значимые среди них – эскизы росписей во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Троицком соборе в Сумах (Украина), эскизы мозаик в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге. В росписях мастера проявились лиричность и камерность, свойственные его творчеству. В то же время в них соединились традиции западноевропейского искусства, в частности английских прерафаэлитов, и национального стиля русского неоромантизма, оформившегося на рубеже XIX–ХХ столетий.

Специально к выставке выпущен каталог-альбом, в который вошло более 400 иллюстраций, воспроизводящих картины, акварели, эскизы, архивные фотографии. В нем впервые опубликованы новые датировки ряда произведений, уточненные в ходе реставрационных и атрибуционных работ. Также в рамках выставки подготовлена и образовательная программа, включающая лекции, встречи со специалистами в экспозиции, экскурсии, тематический концерт, художественную практику в Творческой мастерской. На время работы выставки возобновляются «Четверги допоздна».

Информационная справка

Творчество Михаила Нестерова представляет особую страницу в истории Серебряного века. Живописные поиски мастера шли в русле национально-романтического направления отечественного символизма и стиля модерн. В произведениях художника отразились важнейшие черты русского характера и природа России. Своим содержанием и глубиной искусство Нестерова созвучно религиозным исканиям русских писателей и философов рубежа XIX–XX столетий. И позднее, в жестких идеологических рамках 1920-х – начала 1940-х годов, своим творчеством художник продолжал утверждать гуманистические идеалы.

Михаил Нестеров - выходец из состоятельной уфимской купеческой семьи с крепкими православными традициями, которые во многом определили внутренний мир будущего художника. Еще бóльшую роль в становлении его личности сыграла природа родного края – Предуралья. «Коммерческая бесталанность» уберегла Нестерова от участия в семейном торговом деле. В 1877 году пятнадцатилетним юношей он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, атмосферу которого определял В.Г. Перов, любимый учитель Нестерова. Под влиянием мастера и традиций передвижников молодой художник увлекся жанровой картиной, но не увидел в ней возможности выразить свою индивидуальность. Вскоре он нашел близкий себе круг тем и стилистику, связанную с новым временем, с эпохой модерна и символизма.

Сущность своего искусства Нестеров определил как «опоэтизированный реализм». Художника неизменно волновали образы, воплощающие представления о нравственном совершенстве человека, о его духовном подвиге. Самыми глубокими и художественно совершенными стали произведения, в которых Нестеров создавал поэтический миф о Святой Руси, не конкретизированной в историческом времени, представлявшейся ему неким «вневременным идеалом изначальной слитности человеческого существования с жизнью первозданной природы».

Впервые Нестеров нашел собственную тему в картине «Пустынник» (1888–1889, ГТГ), где человек и природа пребывают в единении и гармонии. Наиболее цельно художественные и нравственные идеалы мастера выразились в программной картине «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890, ГТГ). Высветленные краски пейзажа и хрупкая фигурка мальчика придают изображению некоторую плоскостность, почти бесплотность, соединяя в полотне лиричность и монументальность. Произведение открыло цикл, посвященный Сергию Радонежскому: «Юность преподобного Сергия» (1892–1897), «Труды преподобного Сергия» (1896–1897, оба – ГТГ), «Преподобный Сергий Радонежский» (1891–1899, ГРМ). К этому циклу примыкает работа «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, ГРМ), где изображение балансирует на грани реального и иконного образов. Герои картин Нестерова пребывают в состоянии «тишайшей внутренней молитвы», которое художник передает, используя сдержанную гамму тонов: зеленых, розовых, голубовато-синих. Нестеров признавался, что избегал изображать «сильные страсти», предпочитая им «наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью». Сходным созерцательным настроением проникнуты и его пейзажи «Молчание» (1903), «Лисичка» (1914, оба – ГТГ), «Родина Аксакова» (1914, Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа).

Живописец много работал над произведениями, посвященными судьбе русской женщины. На выставке впервые собраны вместе полотна задуманного Нестеровым «романа в красках»: «На горах» (1896, Киевский национальный музей русского искусства), «Великий постриг» (1898, ГРМ), «За Волгой» (1905, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина).

Особый цикл составляют картины о людях, уходящих от суеты мира: «Христова невеста» (1886, частное собрание), «Вечерний звон» (1910, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых), «Старец. Раб Божий Авраамий», (1914–1916, Самарский областной художественный музей). В этих произведениях, исполненных гармонии, читается и глубокая печаль. В литературе подобные образы воплотили Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, П.И. Мельников-Печерский. Нестеров открыл эту тему в живописи.

Тематические сайты: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Бизнес России, Производители товаров и услуг, Производственная кооперация - субконтрактация, Семья, Художественный салон
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Грузия, Россия, Украина
Сайты столиц стран: Украина - Киев
Сайты объединений стран: СНГ - Содружество независимых государств

Ньюсмейкер: Холдинг Цемрос — 99 публикаций
Поделиться:

Интересно:

20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 9:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 7:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 9:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...