Методические положения разработки «оперативной» модели для тренажера теплового энергоблока

Математическая модель реального объекта представляет собой некоторый математический объект, соответствующий данному физическому объекту. В процессе изучения модель считается самостоятельным объектом, позволяющим получить некоторые знания об объекте оригинала. С другой стороны модель служит для получения такой информации об оригинале, которую затруднительно или невозможно определить при непосредственном исследовании оригинала. Чтобы выполнить эту задачу, модель должна быть не только сходной с оригиналом, но и отличаться от него. В тех случаях, когда модель отличается от оригинала в отношениях, препятствующих его непосредственному познанию, появляется возможность обойти эти препятствия.

Таким образом, отношение модели к оригиналу противоречиво: она обязательно должна быть и сходна, и отлична от него. Благодаря этому в процессе моделирования от установления отношений сходства между одними элементами модели и оригинала можно перейти к установлению отношений сходства между другими элементами. Именно такой переход позволяет получить новые данные об оригинале, о тех его свойствах, связях и соотношениях, которые на начальной ступени моделирования были еще неизвестны или по различным причинам не могут быть получены на оригинале (например, аварийные ситуации).

Обычно математическая модель объекта в тренажере для электростанции — результат формализации процесса, т.е. четкого, формального (математического) описания процесса с необходимой степенью приближения к действительности.

Под математической моделью понимается совокупность соотношений (например, формул, уравнений, неравенства, логических условий, операторов и т.д.), определяющих характеристики состояний системы в зависимости от ее параметров, входных сигналов, начальных условий и времени.

Формализации любого реального процесса предшествует изучение структуры составляющих его явлений. В результате появляется содержательное описание процесса — исходный материал для построения формализованной схемы процесса и математической модели для него.

Построение модели необходимо увязать с целью моделирования, чтобы получить модель, отражающую те свойства процесса, которые соответствуют выбранной цели. Поэтому именно на этом этапе формируется цель моделирования, проводится постановка прикладной задачи моделирования и формируются требования к модели, которая будет использоваться в тренажерах компании АО "ТЭСТ".




Вернуться