На «Зеленодольском фанерном заводе» в Республике Татарстан на прошлой неделе прошел управленческий тренинг по бережливому производству. Предприятие обратилось к теме Лин не случайно: падение спроса из-за кризисных явлений в экономике республики и сезонных колебаний подвигли топ-менеджмент предприятия всерьез задуматься о сокращении издержек, повышении производительности и новых возможностях для наращивания объемов выпуска.
В ходе обучения топ-менеджеры завода ознакомились с философией, принципами и инструментами Лин, а также сумели применить их на практике. Одна из задач, которая была поставлена ведущему тренеру обучающей компании «Центр Оргпром» Марселю Зайнашеву - показать эффект, который завод может получить благодаря бережливому производству.
Для этого группа на непосредственно промплощадке выявила потери и резервы эффективности, после чего была проведена блиц-сессия, на которой с помощью изученных методик были предложены решения проблем.
К примеру, на участке распиловки при скатывании бревен на транспортер образовывался затор. Для его ликвидации приходилось использовать дополнительную рабочую силу. В ходе мозгового штурма, в котором участвовали члены управленческой команды, было предложено 7 вариантов возможных решений, и из них выбран оптимальный. Решение, а именно установка направляющих на скате, которые позволят бревнам аккуратно скатываться бревна в нужное место, начали реализовывать еще в ходе тренинга. В результате удалось оптимизировать процесс и высвободить рабочих для других операций.
«Тренинг прошёл динамично, мы получили много новых знаний и научились сами использовать их на практике, - рассказала участница группы, начальник отдела кадров Валерия Уланова. - Первоначальное скептическое отношение некоторых топ-менеджеров сменилось активной заинтересованностью. Управленческий курс позволил переосмыслить привычные процессы, взглянуть на производство другими глазами, осознать необходимость перемен».
По словам Марселя Зайнашева, у Зеленодольского фанерного завода выявлены большие резервы эффективности, и то, что управленческая команда настроена на быстрый рост и готова к изменениям, дает основания полагать, что меры по повышению производительности дадут быстрый и надежный результат.
Справка:
Гемба* – в методологии Лин – промышленная площадка, производственный участок, т.е. место где непосредственно создается ценность для клиента (потребителя).
«Зеленодольский фанерный завод» - предприятие с вековой историей, одно из известных заводов России, специализирующихся на производстве березовой водостойкой фанеры марки ФК и ФСФ.
Центр Оргпром – ведущий российский провайдер услуг по освоению системы Лин (Бережливое производство, Кайдзен, Toyota Production System). Среди клиентов Оргпрома – Русал, КАМАЗ, ВСМПО-АВИСМА, АВТОВАЗ, РусГидро, Корпорация Иркут, Магнезит, Сибур-Русские шины, Philips и другие компании.