Маргарин и сливочное масло можно объединить в одну общую категорию –спреды. Причина объединения этих продуктов состоит в том, что потребители перестали четко различать данные группы продуктов. Кроме того, в продаже появляется все больше смешанных продуктов на основе маргарина и сливочного масла.
В мае 2009 BusinesStat провел исследование рынка спредов в России. По данным исследования, продажи спредов в России последние годы стабильно сокращаются: если в 2004 г россияне купили 707 тыс т сливочного масла и маргарина, то в 2008 г – только 505 тыс т. В структуре рынка спредов доминирует сливочное масло, на 2 месте по объему продаж находится бутербродный маргарин, на 3 месте – маргарин для выпечки. В натуральном выражении все спреды теряют объемы продаж.
Бутербродный маргарин не является общепринятым к потреблению продуктом в России. Несколько лет назад продажи бутербродного маргарина росли, так как люди хотели попробовать новый продукт. Сейчас очевидно, что подобный продукт не понравился российским потребителям.
Сливочное масло является традиционным для России продуктом, однако и ему не удалось избежать сокращения объема продаж из-за общего тренда сокращения потребления жирной пищи. Тренд к снижению потребления жира отражается и на продажах других продуктов, например майонеза. В натуральном выражении сектор масла сокращается в среднем 3% за год. В денежном выражении продажи масла продолжают расти только благодаря росту цен на молочную продукцию, в среднем на 11% год.
Маргарин для выпечки теряет популярность из-за снижения объемов домашнего приготовления выпечки в пользу покупки готовой выпечки в ресторанах, магазинах, а также в результате появления в продаже готовых смесей для выпечки, не требующих дополнительной покупки маргарина.