Сегодня суббота, 20.04.2024, 07:11, ньюсмейкеров: 44163, сайтов: 1206, публикаций: 3427776
24.01.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 3696; сегодня: 2.

Сохранить нельзя закрыть

Сохранить нельзя закрыть

Обсуждение на дискуссионной площадке по теме «Сельская школа: новые возможности» началось со статистики. Сегодня общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют почти 70 % от численности всех общеобразовательных учреждений России. В них обучается 30 % детей и работает 40 % учителей. При этом наблюдаются тенденции сокращения их численности. К примеру, за последние 10 лет количество подобных образовательных учреждений сократилось примерно на две тысячи.

По мнению участников дискуссии, которые представляли 22 региона России, сокращение численности сельских школ - один из важных проблемных вопросов системы образования. Как заметил в своем выступлении председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов, сельская школа часто выполняет селообразующую функцию. Если гибнет школа, гибнет село. Если школа развивается, то развивается и поселение, в котором она находится.

Вообще, феномен сельской школы – это совокупность многих составляющих. Например, это и социальный институт, который влияет на особое мировосприятие выпускника. Сельская школа воспитывает такие социальные качества, как патриотизм, дружба и т.д.

Сельская школа в большей степени, чем городская, играет компенсаторную роль, зачастую выполняя роль воспитателя, друга. Здесь более доверительные отношения между учеником и учителем. В то же время этот феномен является фактором риска, поскольку выпускник сельской школы, попадая в большой город, сталкивается с иной социокультурной средой и испытывает при этом немалые трудности.

Что касается проблем сельской школы, то, по утверждению участников дискуссии, они во всех регионах, в основном, одинаковые. В частности, отсутствует качественная подготовка педагогических кадров. Ведь учитель сельской школы должен быть не только универсалом-предметником, но и педагогом-надпредметником, владеющим несколькими профилями, человеком, обладающим особым культурологическим потенциалом. Бакалавриата для подготовки такого учителя недостаточно.

Как проблему можно обозначить определенную социокультурную замкнутость сельской школы, когда учителя не торопятся устанавливать интенсивные профессиональные контакты. А также отсутствие учреждений культуры на селе, ряд социальных проблем. Кроме того, должно быть переосмыслено нормативно-подушевое финансирование в отношении малокомплектной сельской школы, поскольку есть образовательные учреждения, где обучается всего 15-20 детей.

В то же время школы, предоставляющие некачественные образовательные услуги, сохранять не имеет смысла. К примеру, как рассказал директор Береславской школы Волгоградской области Евгений Агарков, если в сельском филиале большой школы обучается мало детей, то эта школа, финансируемая по принципу «ученико-час», обеспечивается соответствующими средствами. Учитель, преподающий в ней, получает в 4-5 раз меньше, чем учитель, преподающий в классе стандартной наполняемости. И, как следствие, в подобной школе не всегда ведутся все предметы и часто нет элементарного учебного оборудования.

В решении многих проблем сельской школы может сыграть важную роль региональная политика. Сельские школы бывают разные, и к каждой из них нужно подходить индивидуально, учитывая территориальные условия. Большинство областей в России придерживаются позиции сохранения и развития сельской школы.

Тематические сайты: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Вся Россия, Вся Россия онлайн, Социальное общество, Стандартизация
Сайты субъектов РФ: Волгоградская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург
Сайты федеральных округов РФ: Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ

Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация
Поделиться:

Интересно:

20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 9:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 7:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 9:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...