Сегодня среда, 23.06.2021, 03:28, ньюсмейкеров: 42538, сайтов: 1195, публикаций: 3176664
28.06.2018 10:52
Новости.
Просмотров всего: 14753; сегодня: 21.

Регуляторная политика в России – от сокращения административных обременений к приросту ВВП на 2%

Регуляторная политика в России – от сокращения административных обременений к приросту ВВП на 2%

В системе ГАРАНТ опубликован доклад Центра стратегических разработок (далее – ЦСР) и НИУ "Высшая школа экономики" "Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего". Выводы, изложенные в докладе, были представлены на сессии ПМЭФ-2018, а также вошли в разработанные ЦСР по поручению Президента РФ предложения по "Стратегии развития 2018-2024".

Понятие регуляторной политики (англ. regulatory policy) объединяет в себе широкий спектр нормативного воздействия государства на предпринимательскую деятельность, включая создание условий допуска на рынок, установление обязательных требований к продукции и процессам, контрольно-надзорные процедуры, запреты, ограничения, преференции и т.д. Основное препятствие, стоящее на пути оптимизации регуляторной политики – это "реактивный" характер российского законотворчества. Новые законодательные акты создаются не в рамках заранее сформированного плана, а в качестве ответа государства на различные события. Еще один недостаток системы – утрата общего центра принятия решений по регуляторным вопросам. Так, с одной стороны, экономическим блоком Правительства РФ декларируется снижение административной нагрузки на бизнес, а с другой (во многом под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность) – постоянно вводятся все новые ограничительные нормы. При этом наблюдаются явные противоречия между законодательными актами равной силы различных государственных институтов.

В своем докладе ЦСР апеллировал к докладу руководителя производственного управления компании "Гарант" Натальи Ткаченко "Статистический анализ федерального законодательства", который наглядно продемонстрировал явную тенденцию к увеличению числа принимаемых законов за период 1994-2016 гг. Например, период стабильности КоАП – около 10 дней, Налогового кодекса – 14 дней. Превращение норм в "одноразовые" из-за непрерывного внесения изменений подрывает доверие к праву и препятствует формированию устойчивой судебной практики. Низкое, в том числе и в связи с такой скоростью выпуска, качество законов влечет за собой прирост числа подзаконных актов по экспоненте. Своего рода традицией становится создание "незавершенного" регулирования, увеличение количества отсылочных и бланкетных норм. Такое положение вещей не позволяет обеспечить должное планирование экономических реформ, приводит к загромождению законодательства слабо проработанными, взаимно противоречащими и несбалансированными нормами, что еще больше усиливает нестабильность сферы регулирования.

С 15 сентября по 15 ноября 2017 года ЦСР совместно с информационно-правовым порталом ГАРАНТ.РУ провел онлайн-опрос. Респондентам предлагалось назвать избыточные, противоречивые нормы или пробелы в праве, которые они считают необходимо устранить для обеспечения наиболее эффективного разрешения адресатами их конечных задач, и предложить механизм этого устранения или корректировки нормы. В ходе опроса было получено 84 анкеты, в 32 из них были предложения об изменении НПА, затрагивающих бизнес. Эксперты ЦСР выделили две ключевые тематики описываемых респондентами "точек торможения":

- федеральные законы, вводящие чрезмерное регулирование, не адаптированное к конкретным отраслям или ситуациям, возникающим в ходе ведения бизнеса;

- подзаконные акты и регламенты работы органов контрольно-надзорной деятельности, выполнение требований которых приводит к чрезмерным издержкам для бизнеса.

Кроме того, респонденты указали на несбалансированность регулирования трудовых отношений и излишнюю налоговую нагрузку на граждан.

Для формирования интегрированной регуляторной политики ЦСР предлагает три основных направления. Первое – это формирование специального механизма устранения избыточного и неэффективного нормативного правового регулирования, включая создание на уровне Администрации Президента РФ либо Правительства РФ Комиссии по дерегулированию (далее – КПД). Комиссия будет выступать в качестве центра принятия решения по оптимизации нормативной базы, а также в качестве ключевого элемента запуска новой, комплексной регуляторной политики. В рамках своей деятельности КПД должна получить право признавать федеральные законы недействительными либо подлежащими пересмотру. В отношении законов, принятых Госдумой и одобренных Советом Федерации, орган дает рекомендацию Президенту РФ о применении вето, а в отношении действующих законов – о соответствующей законодательной инициативе. Работа КПД должна стать переходным этапом перед созданием "Совета по умному регулированию", который получит право на предварительную экспертизу проектов документов стратегического планирования, оценку фактического воздействия наиболее резонансных комплексных регулирований, внедрение дерегуляторного принципа one in – Х out ("один вместо нескольких"), снижение административного бремени, аудит ведомственной системы оценки административных издержек и контроль "ясности языка правотворчества". Создание "Совета по умному регулированию" предполагает систематизацию и алгоритмизацию всей нормативной правовой базы РФ.

Второе направление – систематизация действующих нормативных правовых актов, внедрение передовых инструментов регуляторной политики и перехода к полному циклу оценки регулирования. ЦСР рекомендует усилить действующий механизм оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ), включая унификацию процедуры для Госдумы и Банка России и закрытие "обходов" такой оценки, затем – объединить ОРВ, антикоррупционную экспертизу, оценку фактического воздействия и финансово-экономическое обоснование проектов в единую процедуру. Также предлагается рассмотреть возможность принятия "нормативных актов с ограниченным сроком действия", расширить применение "регуляторных песочниц" для законотворческих экспериментов и экспериментов по дерегулированию, зафиксировать даты вступления изменений законов в силу (1 апреля и 1 октября), а на уровне Евразийского союза – принять Концепцию общих принципов регуляторной политики.

Кроме того, предлагается разработать рекомендации по расчету возмещения бизнесу и гражданам затрат от неправомерных действий (бездействия) органов власти и внедрить их до 1 января 2020 года.

Ознакомиться с докладом можно в системе ГАРАНТ.

Сферы деятельности: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Бизнес России, Законодательство, право
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Компания "Гарант" — 385 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: www.garant.ru
E-mail: lrv@garant.ru
Телефон: 8 (495) 647 62 38
Поделиться:
Ваше мнение
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос

Интересно:

Отношение граждан к различным платежным средствам
22.06.2021 11:29 Аналитика
Отношение граждан к различным платежным средствам
Граждане не торопятся отказываться от наличных. Доля тех, кто не представляет своей жизни без наличных, хотя и снизилась за 2020 год до 55%, но все еще сопоставима с теми, кто не может обойтись без расчетов...
Навязывание услуг и товаров под видом страхования недопустимо
21.06.2021 10:56 Консультации
Навязывание услуг и товаров под видом страхования недопустимо
Агенты страховщиков (банки, автосалоны и другие посредники) в ряде случаев одновременно с продажей страховых полисов предлагают потребителям дополнительные продукты и услуги, не относящиеся к страхованию, — например, юридические, сообщает пресс-служба ЦБ РФ. ...
Фахверк Домогацкого
20.06.2021 17:08 Товары и услуги
Фахверк Домогацкого
Фахверк происходит от немецкого "fachwerk" и переводится, как каркас. Здание, построенное фахверковым способом, представляет собой каркасное деревянное строение в качестве основы. Благодаря объединению вертикальных, горизонтальных и наклонных несущих стоек под углами каркасное...
«СеллерМаркет» представил на ECOMExpo’21 собственное ИТ-решение
18.06.2021 12:15 Мероприятия
«СеллерМаркет» представил на ECOMExpo’21 собственное ИТ-решение
Единый личный кабинет продавца «LK.Market», позволяющий вести продажи сразу на более чем 30 маркетплейсах, представили на днях в Москве на ECOMExpo’21 (крупнейшая ежегодная выставка технологий для ecommerce и ритейла). Разработчиком продукта является татарстанская компания «СеллерМаркет»...
Цикл лекций «Адаптация: как мы реагируем на изменения»
17.06.2021 0:21 Мероприятия
Цикл лекций «Адаптация: как мы реагируем на изменения»
Цикл открытых лекций Московского института психоанализа «Адаптация: как мы реагируем на изменения».  Последний год заставил нас изменить не только привычки, но и отношение к различным аспектам  жизни. Стресс, связанный с пандемией; изменение привычного образа жизни; уход в...