Сегодня среда, 30.09.2020, 00:35, ньюсмейкеров: 41783, сайтов: 1190, публикаций: 3285103
15.09.2020 11:49. Аналитика. Просмотров всего: 2812; сегодня: 3.

РСХБ назвал перспективные сегменты органического сельского хозяйства

РСХБ назвал перспективные сегменты органического сельского хозяйства

По прогнозу Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, в ближайшие годы российский рынок органической продукции будет расти со средним темпом 10-12%.

«Очевидно, что между долей «органики» на рынке продовольствия и ВВП на душу населения прослеживается определенная корреляция. Чем быстрее будет расти экономика, тем быстрее будет расти рынок органической продукции», - комментирует руководитель Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка Андрей Дальнов.

Ускорению роста потребления органической продукции могут способствовать эффект низкой базы, а также вступление в силу с 1 января этого года закона об органической продукции, разработанного Минсельхозом России. Документ определил принципы ее производства в России и легализовал использование соответствующей маркировки.

«Российский рынок органической продукции находится в самом начале своего развития. По оценке Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка (ЦОЭ), доля органической продукции на продовольственном рынке России составляет около 0,1% - при объеме продаж органической продукции порядка 10 млрд руб. и общей емкости рынка продуктов питания порядка 10 трлн руб.», - поясняет Андрей Дальнов.

На данный момент на российском потребительском рынке «органики» преобладает импортная продукция, доля которой, по разным оценкам, составляет 80-90%. Российские производители пока больше работают в b2b сегменте, значительная часть продукции экспортируется. Переход на органическую модель производства, как правило, сопровождается ростом издержек и снижением производительности.

По оценкам Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, эта модель наиболее перспективна в тех сегментах АПК, которые в значительной степени интегрированы в международную торговлю и уже взаимодействуют с рынками, на которых органическая продукция пользуется большим спросом.

Еще одним важным фактором, который определяет предрасположенность того или иного сегмента к переходу на органическое производство, является доля конкурентоспособных крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и небольших организаций, которые обладают достаточной гибкостью в изменении производственного процесса.

«С этой точки зрения мы считаем, что такие наиболее популярные экспортно-ориентированные отрасли, как зерновые, масличные, зернобобовые культуры, где высока доля небольших фермерских хозяйств в общем объеме производства, обладают наибольшим потенциалом для развития производства органической продукции», - уточняет Андрей Дальнов.

Среди конкретных культур востребованы российская органическая пшеница, зеленый горох, соя, гречиха. Определенное значение имеет также эффект низкой базы – только 0,3% пашни в РФ используется для производства «органики». В ЕС этот показатель составляет около 10%.

Высокая доля КФХ в производстве овощей открытого грунта указывает на высокий потенциал роста производства органической продукции в данном сегменте. Основным каналом сбыта в данном случае являются поставки на внутренний рынок. Препятствием может служить тот факт, что в сознании российского потребителя понятие «фермерский» уже указывает на особенное качество продукции. Кроме того, фермеры могут выделять свою продукцию более наглядным способом – производя овощи, отличающиеся цветом или формой (фиолетовая морковь, желтый редис) или пока еще нетипичные для российского овощеводства (спаржа).
В животноводстве наиболее перспективным направлением для производства органической продукции является молочное скотоводство. Этот один из сегментов российского АПК, где фермерские хозяйства наиболее конкурентоспособны и достаточно мобильны для удовлетворения растущего спроса на органическую продукцию. Высокая инвестиционная активность в сегменте переработки молока также может привести к росту спроса на органическое молоко. Конкуренция в сегменте переработки будет быстро расти, что будет мотивировать переработчиков на поиск продуктовых ниш, в которых они смогут поддерживать маржинальность. Рост производства органического молока закономерно приведет к росту потребности в органических зеленых кормах.

В то же время, как отмечают эксперты Центра отраслевой экспертизы, высокая концентрация и роль эффекта масштаба являются препятствием для развития производства органической продукции. Именно поэтому в свиноводстве и бройлерном птицеводстве перспективы развития органического производства ограничены. Эти отрасли ориентированы на производство недорогих продуктов в больших масштабах и играют важную роль в обеспечении базовых потребностей населения в животных белках.

По данным Института исследований органического сельского хозяйства (FiBL), на настоящий момент объем мирового рынка органической продукции составляет 100 млрд. долл. По прогнозам, к 2024 г. эта цифра должна удвоиться. США занимают 50% мирового рынка органической продукции, страны ЕС – 35%, Китай – около 10%. По объему внутреннего рынка также выделяются Австралия, Канада, Япония, Швейцария. Как правило, на развитых рынках «органики» ее доля в розничной торговле продовольствием не превышает 5-6%. Исключениями являются Швейцария и Дания, где этот показатель составляет около 10%.

Сферы деятельности: Агропром и сельское хозяйство, Фермерство
Сайты стран: Австралия, Дания, Канада, Китай, Россия, Соединенные Штаты Америки, Швейцария, Япония

Ньюсмейкер: Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка — 14 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Поделиться:
Ваше мнение
Где вы наилучшим образом получали знания по своей работе?
 В учебном заведении
 На очных тренингах, семинарах, курсах
 В специальной литературе, учебниках
 В практической деятельности
 В Интернет
 Другое
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос

Интересно:

Знаменитая «Телеграмма» К.Г. Паустовского будет экранизирована
29.09.2020 13:24 Интервью, мнения
Знаменитая «Телеграмма» К.Г. Паустовского будет экранизирована
Полным ходом идут съемки короткометражного фильма по рассказу выдающегося русского прозаика. «Телеграмма» станет второй в альманахе фильмов, снятых режиссером и сценаристом Юлией Горбачёвской по произведениям классической литературы. Первым на экраны вышел фильм «Прости нас, Юшка!» по повести А.П...
Accenture прогнозирует начало «десятилетия дома»
29.09.2020 12:55 Аналитика
Accenture прогнозирует начало «десятилетия дома»
Компания Accenture провела глобальное исследование, посвященное долгосрочной тенденции потребления местных продуктов и сервисов. Эксперты пришли к выводу о том, что пандемия коронавируса и переориентация людей на локальное потребление приведет к так называемому «десятилетию дома». Это, в свою...
Гонщик Deceuninck–Quick-Step победил на Чемпионате мира по велоспорту
29.09.2020 12:52 Новости
Гонщик Deceuninck–Quick-Step победил на Чемпионате мира по велоспорту
Впервые за последние 23 года французский велогонщик Джулиан Алафилипп из команды, генеральным спонсором которой является международный концерн Deceuninck («Декёнинк»), одержал победу в мужской групповой гонке на автодроме "Энцо и Дино Феррари". После шести с половиной часов борьбы, он наконец надел...
Колхоз «Сумароковский»: «Кредит Россельхозбанка в пандемию выручил»
29.09.2020 12:49 Интервью, мнения
Колхоз «Сумароковский»: «Кредит Россельхозбанка в пандемию выручил»
Производственный кооператив «Колхоз «Сумароковский» известен не только в своем Сусанинском районе, но и по всей Костромской области. За прошлый год поголовье хозяйства увеличилось до 549 коров, 255 из них образуют молочное стадо. Валовой надой молока в 2019 году составил 19,8 тысяч центнеров, при...
Клиенты Россельхозбанка вкладываются в драгоценные металлы
29.09.2020 12:43 Товары и услуги
Клиенты Россельхозбанка вкладываются в драгоценные металлы
По данным Россельхозбанка с января по август 2020 года объем операций клиентов Банка по счетам в драгоценных металлах вырос в среднем в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом покупки клиентами драгоценных металлов по металлическим счетам выросли почти в 4 раза, продажи...