Сегодня пятница, 19.04.2024, 19:15, ньюсмейкеров: 44163, сайтов: 1206, публикаций: 3427776
28.10.2020 12:05
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 2896; сегодня: 2.

Толерантность или интернационализм?

Толерантность или интернационализм?

Мы все живем в поликультурном мире, мире где люди, принадлежащие к разным культурам живут рядом, взаимодействуют, решают совместные задачи. При этом каждый человек идентифицирует себя с какой-то группой: этнической, национальной, культурной, религиозной.

Главной психологической характеристикой группы является «мы - чувство», выражающее потребность человека отделить одну общность от другой. Если есть «мы», то есть и «они». Относя себя к одной группе человек естественным образом отделяет себя от другой. Есть «свои», а есть «чужие». И чужими они могут быть по огромному количеству критериев, начиная с языка и закачивая предпочтениями в чем-то, казалось бы, не всегда значительном, например, в музыке. «Чужой» - это тот, кто отличается от меня, не разделяет мои ценности, является носителем отличного от моего культурного кода.

Последние десятилетия в информационном пространстве разговор о взаимодействии людей, принадлежащих к разным культурным группам, чаще всего сводится к разговору о толерантности, то есть терпимости к чуждым взглядам, привычкам, нравам. Но является ли эта форма сосуществования культур здоровой, создающей условия для благополучного развития общества и отдельных его членов в долгосрочной перспективе? Возможны ли другие, более гармоничные решения?
Постоянное присутствие в жизненном пространстве человека чуждых и непонятных ему взглядов, привычек, форм поведения и культурных норм наносит удар по его собственной идентичности. Терпение, которого от нас требует принцип толерантности, рано или поздно заканчивается и, стремясь сохранить свою личную целостность, человек начинает испытывать чувство неприязни и даже агрессии к носителю чужой культурной традиции. И эта неприязнь может выражаться как на уровне отдельной личности, так и группы, стремящейся сохранить свою идентичность.

Мы с вами каждый день видим такие гримасы толерантности, наблюдая последствия массового заселения Европы беженцами, пришедшими в европейские города со своими правилами жизни, не стремящимися понять и принять культуру страны, в которую они переселились. Напряжение между коренным населением и беженцами нарастает с каждым днем, прорываясь в уличных конфликтах и возникающих протестных движениях.

Или совсем рядом, возможно в соседнем дворе, в обычной московской школе мы можем столкнуться почти с той же проблемой. В районах московских новостроек в школах довольно часто можно встретить классы, в которых до 50% детей приехали в Москву вместе с родителями из стран Ближнего Зарубежья совсем недавно, воспитаны в других культурных традициях и к тому же часто плохо говорят по-русски. Такие ученики испытывают колоссальный стресс, поскольку никто не озаботился необходимостью их адаптации. Их московские одноклассники находятся не в лучшей ситуации, потому что не понимают своих соседей по парте как с точки зрения их поведения, так и в буквальном смысле. Между детьми часто возникают конфликты, они не готовы быть бесконечно толерантными друг к другу. Случается и недопонимание между приехавшими детьми и учителями.

Что же делать? Ведь современный мир таков, что количество перемещений и взаимодействий в нем будет неизбежно расти. И хотя пандемия и внесла свои коррективы в нашу жизнь, мы все надеемся, что это проблема временная и жизнь скоро вновь вернется в прежнее русло. И люди вновь начнут перемещаться по миру в поисках работы, лучшей жизни или просто путешествуя.

Так что же, мы все должны стать бесконечно толерантными и как следствие перестать быть собой, поступиться своими правилами жизни, принять «чужие»? А «чужим» - им тоже надо стать терпимыми, отказаться, принять… и так до бесконечности.

На мой взгляд, это грустнейшая перспектива глобального мира, где все люди для того, чтобы жить вместе, должны стать похожи друг на друга. Но главное - это абсолютно утопическая идея. Каждый человек и каждая этническая и культурная группы имеют свой инстинкт самосохранения, а потому будут отстаивать своё право на идентичность.

И тут возникает вопрос: а так ли нужна нам толерантность? И чем же ее заменить? И тут те из нас кто постарше, вспомнят хорошо знакомый всем из нашего советского прошлого принцип интернационализма, который исповедовал дружбу между народами, построенную на взаимопроникновении культур.
Только через изучение культуры других народов возможно сформировать принятие и уважение «чужих» групп и при этом сохранять собственную культурную идентичность.

В этом смысле наша страна имеет богатейший опыт, построенный на собирательной политике России и Советского Союза. Много разных народов у нас всегда жили близко, вместе преодолевали жизненные трудности, делясь культурой и традициями. И мы сохранили это в себе. Воспитанный в нас в детстве интернационализм и сегодня дает свои ростки в самых неожиданных проявлениях, но всегда, появляясь в нашей жизни, делает её чуть светлее, добрее, стабильнее.
Приведу несколько примеров, и думаю, читатели с радостью захотят их дополнить, потому что куда приятнее находить в жизни то, что людей объединяет, чем то, что разобщает и делает врагами.

Ничто так легко и просто не рассказывает нам о национальных традициях, как национальная кухня. Сравнительно недавно, уже в посперестроечную эпоху, на больших трассах, ведущих из Москвы, появились придорожные кафешки с манящим названием «Пончики». Каждый из читающих сейчас эти строки, наверняка хоть раз да бывал в таком заведении. Давайте вспомним меню: сибирские пельмени (которые, если углубиться в тайны их происхождения, окажутся выходцами из Китая), узбекские чебуреки, украинские вареники, русские блины, которые вам щедро польют сгущенкой, ну, и конечно, пончики, которые так символично имеют форму круга, потому что объединяют всех и готовятся практически в любой кухне мира.

Мы интернационалисты по своему воспитанию. Нам нравится узнавать новое о других народах, делиться своими открытиями и даже испытывать чувство гордости, когда нам удается познакомить кого-то, кто еще не знаком с тем, что мы уже успели полюбить. Помню, как одна моя знакомая, русская по национальности, рассказывала, как ходила в Москве в грузинский ресторан со своими итальянскими коллегами и как были удивлены и восхищены ее гости, открыв для себя прекрасный и благородный вкус грузинских вин. Она рассказывала об этом с чувством такой искренней гордости за грузинское вино, будто его собственноручно готовил ее родной дедушка.

Вслед за национальными кухнями можно отправиться и в более глубокие исследования других культур. Года три назад в московском Музее русского импрессионизма проходила выставка армянских художников. В Москве стоял март, серый, унылый, с пронзительными ветрами и грустным небом. Москвичи изнемогали от долгой зимы. И вот в залах музея им открылся мир, залитый солнечным светом, который пронизывал горы, яркие фрукты и даже запутался в волосах юной красавицы. Люди ходили и улыбались, сначала картинам, потом друг другу. Мне показалось, что когда мы вышли с выставки, даже московское небо поднялось повыше и солнышко выглянуло, обещая прохожим, что весна все-таки неизбежно придет.

Мы унаследовали от своих бабушек и мам способность учиться друг у друга и дружить. И нам не нужно для этого быть толерантными. Когда ты узнаешь другого человека ближе, ты не можешь относиться к нему плохо, его бояться. Ты можешь только восхищаться и удивляться бесконечным разнообразием других культур и щедро делиться своей…

Автор: Лыкова Наталья Михайловна, доцент кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ

Тематические сайты: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Соотечественники, земляки, диаспоры, Социальное общество
Сайты субъектов РФ: Москва

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 153 публикации
Сайт: mgppu.ru/
Поделиться:

Интересно:

20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 9:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 7:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 9:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...