27 мая 2010г. в Москве Институт современного развития (ИНСОР) и Центр развития государственно-частного партнерства провели расширенный круглый стол на тему «Развитие государственно-частного партнерства в регионах России (на примере ЦФО) или как повысить КПД от ГЧП?». Мероприятие вели Председатель правления фонда ИНСОР Игорь Юргенс и Председатель Правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.
В работе круглого стола приняли участие более 60 экспертов: представители федеральных (Минэкономразвития, Минрегионразвития, Госдума РФ) и региональных органов власти (администрации Тверской, Владимирской, Орловской, Рязанской, Воронежской Калужской, Ярославской областей, Ханты-Мансийского АО), деловых объединений («Деловая Россия», ММБА, РСПП, ТПП), инвестиционных компаний и банков (ВЭБ, ЕБРР, «Газпромбанк», УК «Лидер»), и ведущих консалтинговых структур («Вегас Лекс», KMPG, Ernst&Young, Freshfields Brukhaus Deringer).
Главной темой круглого стола стала презентация результатов исследовательского проекта «Развитие государственно-частного партнерства в регионах Центрального федерального округа: инвестиции и инфраструктура», который проводился Институтом современного развития (ИНСОР) и Центром развития государственно-частного партнерства в период с декабря 2009г. по апрель 2010г. Доклад использован при подготовке рабочих материалов заседания Госсовета РФ по вопросам повышения инвестиционной привлекательности регионов России, который состоится в июне 2010г.
Главным выводом исследование стало то, что на сегодняшний день в регионах отсутствует четкое понятие государственно-частного партнерства и понимание того, как реализовывать ГЧП-проекты. Сложилась ситуация, когда в большинстве случаев регионы считают ГЧП-проектами не относящиеся по всем признакам к таковым. Их можно отнести к категории квази-ГЧП-проектов.
По мнению большинства экспертов, на сегодняшний день важнейшее препятствие на пути развития проектной практики в сфере инфраструктуры – неспособность регионов, имея привлекательные сферы и объекты для инвестирования, подготовить и «упаковать» проект для инвесторов. Другое основное препятствие для развития ГЧП-практики региональной администрации – отсутствие квалифицированных частных компаний, владеющих ГЧП-инструментарием и вкладывающих деньги в инфраструктурные проекты.
Третий «тормоз» для ГЧП – проблема координации действий между федеральными и региональными органами власти, муниципалитетами и инвесторами, решить которую представляется возможным, создав ГЧП-центры в 8 федеральных округах.
В ряду ярких и содержательных выступлений на круглом столе - доклад Олега Костина, заместителя директора Департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Минэкономразвития России по теме «Место и роль ЧГП в развитии ЦФО: основные направления реализации инвестиционных проектов, проблемы, пути их решения», в котором главной новостью стала подготовка законопроекта о проектном финансировании.
Анна Печенова заместитель Директора инвестиционных проектов Минрегионразвития России в докладе «Инструменты государственной поддержки региональных инвестиционных проектов, реализуемых на принципах ГЧП» представила ряд региональных инвестпроектов, финансируемых из Инвестфонда. Свое видение ГЧП в метафоричной форме представил Сергей Аристов, начальник Департамента экономики Тверской области, сравнив ГЧП с блюдом, которое каждый готовый готовит по своему рецепту. Евгений Чекин, начальник отдела ГЧП Департамента экономического развития Ярославской области, поделился опытом подготовки регионального закона о ГЧП и реализации первых инфраструктурных проектов в регионе.
Альберт Еганян, управляющий партнер «Вегас Лекс», свое выступление сосредоточил на «конфликте последовательности действий государства и бизнеса при формировании региональных РРР-проектов», отметив, что на сегодняшний день на региональном уровне главным препятствием для проектов становится низкое качество экспертизы и работ по подготовке проектной документации для инвесторов.
Александр Баженов, директор Центра ГЧП Внешэкономбанка, призывал регионы активнее создавать условия для ГЧП, совершенствуя законодательную базу, развивать проектную практику, инициируя проекты в различных сферах инфраструктуры – ЖКХ, энергетике и др.
Светлана Радченко, старший банкир ЕБРР, рассказала о специфике привлечения финансирования для проектов ГЧП. Федор Теселкин, старший юрист Freshfields Bruckhaus Deringer, выступил с докладом: «Новый этап в развитии ГЧП в России: прецедентные решения, тенденции рынка и факторы успеха».
Об инвестиционных проектах в инфраструктуре регионов и о препятствиях для работы частных компаний в сфере ЖКХ рассказал Игорь Медведев, первый заместитель гендиректора ГК «Росводоканал». Павел Шевченко, начальник отдела электроэнергетики ОАО «Газпромбанк» и Василий Белов, руководитель проектного офиса «Энергоэффективность» рабочей группы по энергоэффективности комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России, поделились информацией о перспективных проектах в сфере энергетики.
Председатель Правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев: «Ключевая задача Центра развития ГЧП, как показало исследование, это координация действий различных участников в инфраструктуре, создание мобилизационных площадок в федеральных округах, объединяющих компетенции и ресурсы органов власти, бизнеса, инвесторов и консультантов для развития механизмов ГЧП, модернизации инфраструктуры».
Председатель Генсовета Центра развития ГЧП Андрей Спиридонов: «Как показал круглый стол, России сейчас необходима четкая политика по внедрению эффективных моделей ГЧП. Остается нерешенным вопрос законодательной базы и институционализации ГЧП в регионах».
За дополнительной информацией, фото и видео материалами обращайтесь в НП «Центр развития государственно-частного партнерства»: тел.: (495) 988-77-07, e-mail: common@pppcenter.ru
НП «Центр развития государственно-частного партнерства» учрежден в 2009 г. в рамках программы Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Диалоги...»; основной целью деятельности структуры является содействие развитию механизмов государственно-частного партнерства в России при реализации инфраструктурных проектов и модернизации инфраструктуры в целом.
Глава Наблюдательного совета Центра – Координатор Партии «Единая Россия» по взаимодействию с бизнес-сообществом, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по законодательству В.С. Груздев.
Институт современного развития (ИНСОР) – ведущий российский экспертный институт, основной задачей которого является формирование и поддержка инициатив, направленных на улучшение качества жизни россиян путем модернизации российского общества и государства.
Председателем Попечительского совета ИНСОРа является Президент РФ Дмитрий Медведев.