Что такое билингвальное воспитание? Это когда ребенку с ранних лет прививают два (иногда больше) языка и столько же культур. Естественный детский билингвизм - это гармоничное взросление и становление с использованием ребенком для познания мира нескольких языков. То есть ребенок не изучает один язык как родной, а второй - как иностранный. Оба языка для ребенка в условиях билингвизма - естественные инструменты для познания, для приобретения жизненного опыта.
Всё это понятно и не вызывает никаких противоречий, когда мы говорим о звучащей речи. Однако если мы говорим о таком явлении, как бимодальный билингвизм (один язык звуковой, а второй язык - жестовый), то у большинства людей, которые не встречались с этой темой лично, возникает вопрос: а точно ли это билингвизм? Многие люди воспринимают русский жестовый язык как такой же русский, только "в жестах". Или жестовый американский воспринимают, как английский. На самом деле жестовые языки - это абсолютно самостоятельные языки со своей грамматикой и лексикой, они не являются кальками звуковых языков. И их освоение во взрослом возрасте возможно только как овладение самостоятельным иностранным языком: изучать их не легче, чем любой незнакомый ранее звуковой язык.
Если же мы говорим о детях, то, к сожалению, в России слабослышащие или глухие дети не имеют возможности получать билингвальное образование за пределами семьи. Нет ни одного детского сада или школы, где такой ребенок имел бы возможность полноценно изучать окружающий его мир и научные дисциплины на русском звучащем и русском жестовом языках.
Почему это важно? Потому что глухой ребенок, даже перенесший процедуру имплантации и приобревший слух (это может помочь не на 100%), должен иметь возможность адаптироваться в спокойных условиях, должен иметь возможность говорить с родителями на жестовом языке (если кто-то из них имеет проблемы со слухом) полноценно на любые темы. Кроме того, дети гораздо быстрее приобретают навык говорения именно на жестовом языке, по сравнению со звуковым. И мир общения для них становится открыт раньше, они уже учатся формулировать свои мысли, проговаривать желания и так далее. Всё это полезно для общего развития ребенка.
Если в России появится возможность получать билингвальное воспитание о образование в условиях бимодального билингвизма, дети с нарушениями слуха или дети родителей с нарушениями слуха, безусловно, будут приобретать ценный жизненный опыт и важные знания в гармоничной обстановке. Такой подход помог бы многим семьям.
Алиса Кормухина.