Сегодня воскресенье, 18.04.2021, 12:28, ньюсмейкеров: 42356, сайтов: 1194, публикаций: 3155125
07.04.2021 18:41
Новости.
Просмотров всего: 1391; сегодня: 51.

Росреестр не заставит себя ждать?

Росреестр не заставит себя ждать?

Портал ttfinance.ru совместно с еженедельником «МК в Питере» провел круглый стол с интригующим названием «Тренд на онлайн». Впрочем, для банковского и строительного сообщества данное название не содержит загадки. Все в курсе, что за последний год наибольший рывок в освоении онлайн-пространства сделало жилищное кредитование. Об этом и шла речь на круглом столе.

Онлайн - не бандито и не гангстерито…

Любопытно, что на фоне глобального прорыва и феноменального роста возможностей проведения ипотечных сделок в онлайн, у части населения сохраняются страхи перед диджитализацией. В частности - перед закреплением сделок цифровой подписью. Людям кажется, что цифровая подпись чересчур эфемерна.

Конечно, это – заблуждение. «Диджитализация не вызвала приток мошенников на отечественный ипотечный рынок. И дело даже не в том, что цифровую подпись (ЭЦП) гораздо сложнее подделать, чем бумажную версию договора с синей круглой печатью, - поясняет генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов. - Рынок жилого строительства в принципе мало удобен для манипуляций мошенников, стремящихся быстро что-то купить с использованием недостоверных данных». При этом на рынке не так много компаний-регистраторов, оформляющих ЭЦП. И эти компании проверяются различными структурами вплоть до ФСБ. Соответственно, подделка ЭЦП превращается для преступников в крайне сложную и трудоемкую задачу. Впрочем, кроме развенчания мифов о сопутствующих онлайн-сделкам опасностях Алексей Белоусов часть своего выступления посвятил реальной проблеме ипотечного рынка. К сожалению, поступательно продолжает расти число отвергнутых банками ипотечных заявок.  «По последним оценкам, с Нового года в Петербурге доля отказов выросла с 30% до 34%, - предупреждает глава профессионального объединения. -  И данный негативный показатель, к сожалению, будет повышаться, поскольку доходы и покупательские возможности населения не растут».

Держим в онлайн-банко милионно.

Впрочем, указанное снижение важного показателя можно классифицировать не как убивающую рынок проблему, а как назревшую трансформацию рынка. Тем более, что диджитализация привела к изменениям в, казалось бы, давно устоявшихся рыночных ракурсах.
Так, директор по продажам компании «Ипотека.Центр» Иван Зинченко отмечает, что за минувший год в ипотеке профессия удаленного брокера благодаря платформе укрепила свои позиции «Это ипотечный брокер, который полностью работает в онлайне, - уточняет представитель компании «Ипотека.Центр». - Безусловно, профессия сегодня предельно востребованная, поскольку рынку недвижимости крайне нужны удаленные инструменты».

Свое выступление докладчик начал с оговорки, что его компания изначально выстраивала цифровой распределенный сервис и никогда не работала в оффлайне. Переход компании на удаленную работу в карантин не был болезненным, за два года до начала карантина и внедрения «удаленки» повсеместно компания уже работала по подобной модели с 2018 года. «С другой стороны, мы не ожидали столь масштабного ухода в онлайн всего ипотечного бизнеса страны - признает эксперт.

Впрочем, как бы то ни было, по его наблюдениям, ключевыми компетенциями для перестройки рынка в сторону тотальной «онлайнизации» преимущественно послужили два фактора.

Первое – проактивная позиция группы крупных банков с точки зрения диджитализации. «И мы, и вы видели, как те банки, которые и прежде планомерно шли в сторону диджитал, в кризис оперативно запускали наработки, - напоминает специалист. - И далее эти игроки оказались «на коне». У этих кредитных организаций период адаптации оказался минимальным». Впрочем, были и банки, которые не считали данное развитие первоочередным. И таковые, конечно, оказались в менее выигрышной позиции. То есть, в среде подобных игроков случались истории, когда де факто отдел продаж закрывался на месяц, а то то и на два. «Вторым фактором можно назвать проактивную позицию с точки зрения своего клиента, - развивает мысль Иван Зинченко. - Мы работаем на рынке В2В, и нам удобней оценивать не конечных клиентов, а партнеров. И выяснилось, что многие партнеры оказались неподготовлены к кризисным обстоятельствам». То есть, известно, что для продажи квартиры ее нужно сначала показать, а то и не один раз. И здесь – на необходимости показов – многие сделки бесславно заканчивались. С другой стороны очень многие игроки обратил внимание на возможности, которые дает диджитал. «И у нас накопилось очень много примеров, когда риэлторы из Красноярска, Новосибирска или Екатеринбурга, фактически находясь там, благополучно работали и работают на рынках Москвы и Петербурга. Либо наоборот, компания, находящаяся в одной из столиц, работает на определенный региональный рынок», - отмечает директор по продажам.

Таким образом, из двух названных составляющих и сложился следующий вектор – появилась новая профессия.

Иван Зинченко провел аналогию с российским фондовым рынком, где произошел массовый приток клиентов. Число частных инвесторов, например, на Московской бирже перевалило за 10 миллионов человек, и это привело к появлению десятков новых брокерских компаний. Фактически то же самое случилось и в ипотечном онлайн-брокеридже.

И, кстати, это привело к стартам большого числа обучающих курсов. В частности «Ипотека-Центр» сейчас уже будет запускать второй курс.

А кто увидит нас в онлайн, тот сразу ахнет.

При этом уход в онлайн условно можно разделить на несколько шагов. Как констатирует территориальный менеджер по работе с партнерами по ипотеке Северо-Западного филиала банка «Открытие»Татьяна Хоботова, первое, что банки сделали, это дали возможность клиентам получения через электронные сервисы документов, подтверждающих доход и занятость. Далее многие банки предложили удаленные сервисы оценки недвижимости. «Заходишь на сайт, выбираешь оценочную компанию и она подгружает отчет, иногда даже не выезжая на объект, а работая по фото», - уточняет Татьяна Хоботова. На следующем этапе к онлайн-ипотеке подключились страховые компании. Оформление страховок также перешло на электронные сервисы, где клиент выбирает страховщика по своему усмотрению. «И, конечно, в этой связи нельзя не сказать об электронной регистрации. У нас она возможна в нескольких видах, поскольку ипотека выдается как на готовое жилье, так и на строящееся. Соответственно, мы запустили собственный сервис, который позволяет осуществлять регистрацию на первичке и вторичке. И хотя у нас не было возможности оперативно использовать электронную закладную, услуга особенно пользовалась спросом на вторичке», - рассказывает представитель банка «Открытие».

Также на одном из этапов было упрощено взаимодействие с рядом застройщиков. Но сейчас актуальность этого решения ослабла, поскольку часть клиентов вернулась к более привычному оформлению сделок в бумажном формате. «Клиенты все-таки хотят держать в руках зарегистрированный бумажный документ. Этот психологический момент для оформления сделок очень важен», - резюмирует Татьяна Хоботова.

А начальник управления по Северо-Западному федеральному округу «Росбанк Дом» Ирина Илясова в своем выступлении обращала внимание скорее на то, насколько появившиеся в рамках карантинных решений инструменты сохранили свою востребованность, когда рынки вернулись к размеренной работе. По ее словам, банк оказался готов к вызову. В частности, электронная регистрация сделок банком была внедрена еще несколько лет назад. «И, кстати, до пандемии ресурс пользовался минимальным спросом. Зато в пандемию сервис стал использоваться и для обслуживания «чужих» сделок. И даже после возвращения Росреестра и МФЦ в оффлайн мы продолжаем проводить в месяц порядка 200 электронных регистраций сделок», - докладывает глава регионального подразделения.

«Еще стоит упомянуть подтверждение дохода через сайт Госуслуг. Сейчас доля клиентов, которые получают одобрение онлайн, за 2-5 минут подгрузив выписку из пенсионного фонда, составляет около 40%», - говорит Ирина Илясова. По словам Ирины Илясовой, сегодня уже можно сформулировать суть диджитализации так – клиенту не нужно никуда ходить, и банк все сделает сам.
Впрочем, на этой карте остаются неосвоенные «белые пятна».

Представитель «Росбанк Дом» отмечает, что с процессной точки зрения банки технологически могут перевести все операции в онлайн, вопрос в регулировании (таких аспектах как сбор согласий на запрос данных в БКИ, идентификации для открытия счета и заключения договора), а также в готовности к удаленной идентификации других участников сделки с недвижимостью.

А как известно, мы – онлайн-народ горячий.

Вообще о пробелах в диджитализации, причем, связанных с несовершенством правового поля, застройщики осведомлены лучше банкиров. Ведь, так сказать, работают на земле.

Начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова рассказывает, что в начале карантина строительный рынок столкнулся с несовершенством банковских сервисов. Банки, как правило, свои платформы «затачивали» под регистрацию только тех сделок, которые проводились с ипотекой данного банка, любо вовсе без ипотеки. А с ипотекой сторонних банков, сделками на вторичке либо разного рода допсоглашениями банковские платформы изначально не работали. Правда, к сегодняшнему дню ситуация изменилась, банки пересмотрели подходы и стали обслуживать практически любые сделки. «Мы и до пандемии сотрудничали с одной из онлайн-платформ, а сейчас выстроили взаимодействие еще с двумя онлайн-платформами, чтобы совершенно не зависеть от политики того или иного банка по регистрации сторонних сделок, - делится Светлана Денисова. - Впрочем, любая платформа не может полностью быть освобождена от недостатков. Так каждая работает с ограниченным числом удостоверяющих центров».

При этом директор по развитию Компании Л1 Надежда Калашникова, рассказывает, что возможен и другой путь. «Мы используем одну банковскую платформу. Это ДомКлик Сбербанка», - говорит она. Как бы там ни было, отмечает Светлана Денисова, застройщикам сегодня еще приходится мириться с некоторым кругом проблем.

Так совершенно не понятна позиция федерального Росреестра, - негодует эксперт. - Почему, собственно, если есть портал Госуслуг и личные кабинеты граждан и юрлиц – в том числе застройщиков - мы не имеем до сих пор возможности без помощи сторонних платформ проводить электронные сделки?»

Второй сохраняющийся круг проблем, по словам Светланы Денисовой, связан с операциями с использованием личных данных клиентов. Законодательство в этой сфере очень «молодое». И в нынешних объемах рынок с этими данными начал работать совсем недавно.
«И суды склонны трактовать любую спорную ситуацию в пользу носителя данных - физлица. Оператор же оказывается в крайне уязвимом положении, буквально на каждый чих приходится запрашивать отдельное согласие, - констатирует специалист. - Это почти обесценивает работу в цифровом пространстве».

Игорь Чубаха

Сферы деятельности: Банки, финансы, платежные системы, Вся Россия онлайн, Девелопмент, Ипотека

Ньюсмейкер: TT Finance — 265 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: www.ttfinance.ru/news.php?id=48955
Поделиться:
Ваше мнение
Есть ли у Вас домашние питомцы?
 Кошка
 Собака
 Птицы
 Грызуны
 Рыбки
 Пресмыкающиеся
 Другое
 Нет
Предложите опрос

Интересно:

Команда молодых ученых НИУ «МЭИ» разрабатывает 3D–принтер
16.04.2021 2:20 Новости
Команда молодых ученых НИУ «МЭИ» разрабатывает 3D–принтер
Команда инженеров «Робопринт», входящая в состав сообщества инновационных проектов Ventum Nova НИУ «МЭИ», представила прототип 3D–принтера для печати крупногабаритных объектов. Новое устройство может напечатать неограниченную по размерам деталь. Подобные инновации найдут свое место в...
Юрий Альтудов: КБГУ в Технологической водородной долине
15.04.2021 22:39 Мероприятия
Юрий Альтудов: КБГУ в Технологической водородной долине
Разработки Кабардино-Балкарского госуниверситета получили высокую оценку участников состоявшегося 15 апреля в режиме онлайн заседания Совета индустриальных партнеров консорциума по развитию водородных технологий «Технологическая водородная долина», инициатором создания которого является Томский...
Технологии персонализации в SPAR Калининград
15.04.2021 15:19 Товары и услуги
Технологии персонализации в SPAR Калининград
Персональные предложения позволяют розничным сетям приблизиться к индивидуальному one-to-one формату общения с покупателем, что значительно повышает лояльность клиентов. Компания Manzana Group накопила большой опыт работы с технологиями персонализации в ритейле. Это позволило успешно реализовать в...
Добейтесь успеха в профилактическом обслуживании оборудования
15.04.2021 15:16 Товары и услуги
Добейтесь успеха в профилактическом обслуживании оборудования
Новое руководство по повышению производительности «Возможности для совершенствования» от бренда Tork рассказывает о пяти шагах, которые нужно предпринять для внедрения практики «кайдзен», позволяющей бизнесу создать устойчивое конкурентное преимущество. Tork, бренд компании Essity, предлагает новое...
Что нужно знать при покупке гаража в преддверии «гаражной амнистии»
15.04.2021 14:56 Консультации
Что нужно знать при покупке гаража в преддверии «гаражной амнистии»
Не секрет, что многие гаражные кооперативы, которыми автовладельцы пользуются до сих пор, создавались еще в советские времена и документы у многих владельцев гаражей попросту отсутствуют. Это создает массу проблем для владельца имущества. Гражданин не может законно провести коммуникации к объекту...