Сегодня вторник, 17.05.2022, 23:23, ньюсмейкеров: 43179, сайтов: 1197, публикаций: 3247824
18.01.2022 14:33
Новости.
Просмотров всего: 6772; сегодня: 2.

Научные достижения кафедры педагогики ОмГПУ в Год науки и технологий

Научные достижения кафедры педагогики ОмГПУ в Год науки и технологий

Год науки и технологий актуализировал научную активность преподавателей, магистрантов и аспирантов кафедры педагогики и Омского научного центра РАО. Нам удалось не только повысить наукометрические показатели (10 статей Web of Science и Scopus, 27 статей в реферируемых журналах ВАК, 32 статьи – РИНЦ), но и осуществить ряд исследований, имеющих внедренческую значимость, и интегрировать взаимодействие с преподавателями других кафедр и факультетов в организации научного исследования. В 2021 году кафедрой было организовано более 30 научных мероприятий.

Научно-исследовательская деятельность была отмечена достижениями по направлениям:

- научно-исследовательская работа Омского научного центра Российской академии образования и научно-образовательной лаборатории ОмНЦ РАО «Воспитание детей и молодежи в условиях цифрового общества» с базовыми школами РАО и ОмГПУ;

- организация профориентационной работы по научно-методическому сопровождению молодых педагогов и педагогов-наставников системы образования Омского региона, сопровождение профориентационной психолого-педагогической подготовки обучающихся старших классов школ г. Омска и Омской области и студентов первых курсов ОмГПУ;

- сопровождение и ресурсное обеспечение инновационных образовательных практик педагогических коллективов базовых школ ОмГПУ;

- информационное научно-исследовательское взаимодействие со школами-партнерами ОмГПУ.

Впервые проведено исследование профессионально-ценностных ориентаций студентов, магистрантов, аспирантов Омского государственного педагогического университета. Коллективом авторов (Алексеева Т.Ю., Втюрина О.С., Лоренц В.В., Асриев А.Ю., Удалова Т.Ю., Широбоков С.Н., Петрусевич А.А., Чекалева Н.В.) выполнено диагностическое исследование (940 человек), которое, с одной стороны, проблематизировало профессионально-ценностное воспитание студентов современного педагогического вуза, с другой, подчеркнуло, что наряду с ценностным отношением длительное время сохраняется и в ряде случаев переносится в дальнейшую профессиональную деятельность конфликт между личными ценностями и ценностями педагогической деятельности. (Подробные результаты исследования можно посмотреть в статье «Профессионально-личностное воспитание будущих педагогов: от ценностного конфликта к формированию идентичности с этосом профессии». Данное исследование выполнено в рамках реализации гранта фонда развития науки ОмГПУ).

Аналогичное исследование (руководитель Кочеулова О.А.) проведено по изучению ценностных ориентаций обучающихся базовых школ Омского научного центра РАО. Результаты этих исследований, а также авторские подходы (Антилогова Л.Н., Намсинк Е.В., Алексеев С.Г., Кузьмина О.С., Четверикова Т.Ю., Мурзина Н.П., Рассказова И.Н., Чуркина Н.И., Дроботенко Ю.Б., Лоренц В.В., Широбоков С.Н., Алексеева Т.Ю., Асриев А.Ю., Втюрина О.С., Удалова Т.Ю., Петрусевич А.А., Шипилина В.В., Шипилина Л.А., Чухин С.Г., Чухина Е.В., Чуркина Н.И., Навойчик Е.Ю., Маврина И.А., Диких Э.Р., Кочеулова О.А.) изложены в подготовленной к изданию коллективной монографии (под ред. Н.В. Чекалевой). Особенным является и то, что в этой монографии будут опубликованы материалы наших зарубежных партнеров (США, Вьетнам и т.д.).

Значимым событием Года науки и технологий явилось проведение II Международной научно-практической конференции «Горизонты образования», которая была посвящена перспективам развития науки и практики, предметного и методического знания. В ней приняли участие более 100 человек не только из российских регионов, но и других стран (Вьетнам, Франция и др.). Результатом работы конференции явились осмысление и поиск научного решения проблем: философско-антропологические смыслы образования; развитие и становление человека в социокультурном пространстве; психологическая безопасность личности в образовательной среде; вопросы научного исследования, преподавания и применения уголовного и административного права в условиях цифрового общества; вопросы теории и практики художественного и музыкального образования; современное детство, психолого-педагогические проблемы и пути их решения; профессионально-педагогическое образование в условиях цифровизации общества; перспективы и технологии развития дополнительного профессионального образования в условиях цифрового общества и т.д.

В число важных научных событий кафедры также вошли:

- Проведение серии мероприятий для аспирантов, исследователей образования и преподавателей высшей школы в рамках подготовки кадров высшей квалификации: регулярные научные семинары по методам педагогического исследования (февраль-май 2021), написанию научных статей (октябрь 2021), использованию историко-педагогического знания в современных педагогических исследованиях (сентябрь-декабрь 2021). Руководитель – Чуркина Н.И.

- Участие в реализации междисциплинарного проекта «Социокультурная идентичность научно-образовательного сообщества поколения советских беби-бумеров (по материалам воспоминаний преподавателей ОмГПУ)». Проектная группа: Чуркин М.К., Навойчик Е.Ю., Черненко Е.В., Чуркина Н.И.

- Участие в подготовке проекта «Политическая и социокультурная идентичность научно-образовательного сообщества поколения советских беби-бумеров» на грантовый конкурс Российского научного фонда. Руководитель: Чуркин М.К., научный коллектив: Чуркина Н.И., соискатель кафедры педагогики Силантьева Е.В., магистрант Усова И.К.

- Разработка методологической программы оригинального направления историко-педагогического исследования школьной культуры, включение в нее диссертационных проектов аспирантов и соискателей кафедры педагогики: «Дисциплинарные практики в условиях цифровизации школьного образования» Островский В.А.; «Развитие дисциплинарных умений курсантов военного вуза в процессе психолого-педагогической подготовки» Смагулов Б.С.; «Проблемы самовоспитания в отечественной педагогике (вторая половина XIX века – первая четверть ХХ века)» Жумадилова А.А; «Школьная культура в исследовании практик российского образования 1980-90 гг.» Силантьева Е.В.

В рамках научно-исследовательской работы Омского научного центра РАО и научно-образовательной лаборатории ОмНЦ РАО «Воспитание детей и молодежи в условиях цифрового общества» с базовыми школами РАО и ОмГПУ были организованы: научно-практические конференции международного и регионального уровня, региональные дискуссионные площадки и вебинары по обсуждению актуальных вопросов современной образовательной практики и ее научно-методического сопровождения.

Так, 16 декабря научно-образовательной лабораторией ОмНЦ РАО был проведен региональный круглый стол «Формирование российской гражданской идентичности в образовательном процессе» (организаторы – Чекалева Н.В., Чухин С.Г.). Базой для проведения стала БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 73» (базовая школа ОмГПУ), спикеры из муниципальных районов и все желающие присоединились к мероприятию онлайн. Участниками круглого стола стали депутаты Законодательного собрания Омской области и Омского городского совета, члены Общественной палаты Омской области, представители Министерства образования Омской области и департамента образования Администрации города Омска, учителя школ Омской области. Работа круглого стола была направлена на дискуссионное определение сущности и содержания российской гражданской идентичности личности как одного из приоритетов государственной политики в области воспитания, основных направлений воспитательной работы по формированию российской гражданской идентичности в образовательном процессе, методических механизмов и критериев результативности данного процесса. Спикеры поделились лучшими практиками формирования гражданской идентичности с помощью общественных институтов и детских объединений.

Успешным мероприятием кафедры педагогики по сопровождению и ресурсному обеспечению инновационных образовательных практик педагогических коллективов базовых школ ОмГПУ стала научно-практическая конференция Омского научного центра РАО «Лучшие воспитательные практики», в которой приняли участие более 50 педагогов Омского региона. Лучшими воспитательными практиками поделились педагоги Нововаршавского, Исилькульского, Омского, Тарского, Калачинского, Крутинского муниципальных районов, а также педагоги Академического лицея ОмГПУ, школ №№ 82, 54, 92, 137, 73, 77, 26, 66. Научно-исследовательская конференция прошла в смешанном формате: коллеги из регионов подключались и выступали онлайн, педагоги из школ города Омска присутствовали очно. Педагоги обсудили современные подходы к реализации программы воспитания школьников и студентов, делая основной акцент на эффективности и результативности воспитательных практик. Основным результатом работы конференции стало формирование банка лучших практик психолого-педагогического сопровождения социализации детей и молодежи в условиях цифрового общества. Добавим, что кафедра педагогики ОмГПУ принимает участие в обсуждении вопросов организации воспитательной среды и ценностно-смысловой сферы нынешнего поколения. Так, в декабре в ОмГПУ прошел вебинар стратегического проекта «Академические четверги» на тему «Воспитательный потенциал детских общественных объединений: со-бытийная детско-взрослая общность, “Педагогика проживания”» (организатор – Лоренц В.В.), на котором обсудили воспитательный потенциал детских общественных объединений.

В 2021 году впервые на кафедре был получен РИД: онлайн-игра «Я в профессии» (Макарова Н.С, Берёзкина О.И., Зарипова Е.И., Диких Э.Р., Соловьева Т.О., Дроботенко Ю.Б., Кочеулова О.А., Никитина С.В., Федотов Е.С.). Это онлайн-игра профориентационной педагогической направленности, предназначенная для учеников 8-11-х классов, ориентированных на сферу профессий «человек – человек».

Также преподаватели кафедры провели ряд консультационных и культурно-просветительских мероприятий в школах Омского региона для участников образовательных отношений. Региональный «Слет родителей одаренных детей» на базе БОУ г. Омска «Инженерно-технологический лицей № 25»; Областное родительское собрание «Семья: традиции и современность. Актуальные вопросы противодействия среди молодежи идеологии экстремизма и терроризма»; Региональный круглый стол Общественной палаты Омской области «Воспитание детей и молодежи в цифровом обществе»; Областной круглый стол «Взаимодействие государства и церкви в вопросах противодействия идеологии терроризма, экстремизма, ксенофобии, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений»; Областной вебинар «Вопросы формирования гражданской идентичности в образовательной среде. Инструменты профилактики экстремизма (терроризма) в школьной среде».

Одним из ведущих направлений научной работы является деятельность диссертационного совета по трем специальностям: 5.8.1. – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки); 5.8.2. – теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство, уровни общего и профессионального образования) (педагогические науки); 5.8.7. – методология и технология профессионального образования (педагогические науки). В 2021 году было защищено 5 диссертаций (Новосибирск, Омск, Алматы). Продолжается активная подготовка аспирантов и соискателей. Эффективно работает аспирантский семинар и Докторский клуб (А.А. Петрусевич), на которых молодые ученые и докторанты не только обсуждают свои исследования, но и получают квалифицированную компетентную помощь, овладевают методологией исследования, научаются вести дискуссии и т.д. Важно, что Докторский клуб стал интересен преподавателям других кафедр нашего университета и вузов города. Достижением также является организация научного взаимодействия с учеными других вузов.

Участие преподавателей в научных вебинарах, заседаниях Российского профессорского собрания не только способствуют овладению новым научным знанием, но и формированию новой сущности коллективного научного поиска и сообщества.

Завершился 2021 год – Год науки и технологий, но научно-исследовательская деятельность на кафедре педагогики и в Омском научном центре РАО будет активно продолжаться и дальше!

Сферы деятельности: Наука, Образование
Сайты субъектов РФ: Омская область
Сайты столиц субъектов РФ: Омская область - Омск
Сайты стран: Вьетнам, Соединенные Штаты Америки, Франция

Ньюсмейкер: ОмГПУ — 176 публикаций
Поделиться:

Интересно:

«Выберу.ру»: рейтинг лучших дебетовых карт кешбэком в апреле 2022
17.05.2022 20:36 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших дебетовых карт кешбэком в апреле 2022
Аналитики «Выберу.ру» (www.vbr.ru входит в тройку крупнейших финансовых маркетплейсов страны) составили рейтинг банков, предлагавших наиболее выгодные людям дебетовые карты с кешбэком. В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» изучили текущие параметры продуктов Топ-100...
Различия между допросом и дачей объяснений о которых нужно знать
16.05.2022 23:39 Консультации
Различия между допросом и дачей объяснений о которых нужно знать
Основатель и руководитель «ФинЛоу Консалтинг» кандидат экономических наук Самвел Айрапетян рассказывает, что в последнее время в практике компании участились случаи вызова клиентов налогоплательщиков в правоохранительные органы (чаще всего в ОЭБ и ПК ГУ МВД России) для дачи...
Российских предпринимателей научат партизанить
16.05.2022 11:59 Мероприятия
Российских предпринимателей научат партизанить
Изучению методов ведения партизанской маркетинговой войны будет посвящена Российская онлайн-неделя партизанского маркетинга. Организаторы утверждают, что их методы позволяют экономить до 30% от маркетингового бюджета. С 23 по 27 мая Ассоциация практиков партизанского маркетинга проведёт...
Возложите на себя миссию произвести впечатление!
14.05.2022 18:21 Мероприятия
Возложите на себя миссию произвести впечатление!
В Москве в штаб-квартире Ассамблеи народов Евразии состоялся международный мастер-класс по основам видео- и фотосъемки для школьников и студентов, занимающихся запечатлением исторических памятников и объектов, посвященных Второй мировой и Великой Отечественной войнам. Провел мастер-класс...
14.05.2022 9:04 Аналитика
Больше половины россиян считают Москву лучшим городом для фриланса
Около 57 процентов опрошенных россиян считают Москву наиболее комфортным городом для фриланса, свидетельствует опрос сервиса «Работа.ру». К трем главным преимуществам столицы респонденты отнесли большое количество рабочих проектов – 79 процентов, развитую инфраструктуру – 63 процента, а также...