Сегодня вторник, 23.04.2024, 09:21, ньюсмейкеров: 44170, сайтов: 1206, публикаций: 3428288
14.02.2022 12:14
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 2036; сегодня: 1.

Причины появления конфликтов в родительских чатах и как их разрешить

Причины появления конфликтов в родительских чатах и как их разрешить

Сегодня невозможно представить общеобразовательную школу без современных информационных технологий. Они широко используются в процессе обучения, управлении образовательным процессом, коммуникации между учителями и учащимися. Активно пользуются такими технологиями и родители.

Современные мессенджеры позволяют родителям школьников создавать свои классные чаты и общаться между собой, передавая друг другу важную информацию. Сообщение пишется в чате быстро, как правило, это несколько строк или, что случается реже, абзацев короткого текста. Но ещё быстрее оно передаётся по каналам связи и достигает адресатов. Нажав кнопку «отправить», сообщение практически мгновенно приходит на телефон, заставляя его сигнализировать о том, что в чате появилось новая информация.

Казалось бы, современная технология позволяет оперативно передавать информацию, даёт возможность быстро решать возникающее вопросы и проблемы, организовать конструктивное общение и объединить людей.

К сожалению, как показывает практика, очень часто родительские чаты вызывают у родителей раздражение, провоцируют агрессию и становятся площадкой для выяснения личных отношений и острых конфликтов.   

Механизм возникновения конфликтов, участниками, как правило, не осознаётся и происходит стихийно. Отправленное сообщение, с написанным на первый взгляд незначительным вопросом или предложением быстро переходит в активно обсуждаемую родителями проблему. Затем начинается незаметная, нарастающая радикализация высказываний, могущая спровоцировать всплеск неуправляемой агрессии. Родители, эмоционально реагируя на высказывания, втягиваются в долгие и ожесточенные споры. Конфликт принимает массовый характер. В особо острых случаях, такие конфликты, развивающиеся в виртуальном пространстве, могут перерастать в реальные.    

Существуют особо «острые» конфликтные темы, которые уже только одним своим содержанием являются провокационными для многих родителей. К ним будут относиться: обсуждение вопросов связанных со сбором денег на подарки детям или учителям (даже, несмотря на то, что школьные учителя настоятельно просят этого не делать, но родителей в этом вопросе не остановить).

Одна из самых конфликтогенных родительских тем, тема про здоровье детей. Сообщения могут формулироваться с различными, совершенно необязательными, физиологическими подробностями: «У нас сегодня сопли, и мы в садик не придём» или «Мою Надю, сегодня тошнило, а больше никого не тошнило?».

Не менее «токсичными» оказываются фейковые новости или сообщения, содержащие различный спам (рекламу, поздравления с различными праздниками, «смешные» фото или видеоролики и т.п.). 

Причины, приводящие к возникновению конфликтов в родительских чатах, могут заключаться не только в обсуждаемых темах. Состав родительского коллектива ‒ явление сложное и не всегда структурированное. Все родители разные. С разным уровнем уважения друг к другу и образованием, социальным положением, амбициями, представлениями о справедливости и нравственности.

Оставляя сообщение в родительском чате, может складываться иллюзорное представление о том, что того кто пишет невидно. В этот момент нет сдерживающих факторов, таких как осуждающие взгляды или корректирующие замечания, например такие, которые родители иногда используют, когда собираются в классе на родительском собрании.

В результате, появляется возможность выплеснуть внутренний негатив. Иногда это выражается открыто, в виде обесценивая чужого мнения или ответа, переходя при этом в открытые оскорбления или угрозы. Иногда сообщение отправитель сообщения использует более изощрённую тактику мимикрирования, когда внутреннее раздражение и агрессия маскируется под критику чужого мнения.

К конфликтам может приводить желание всегда оставлять и высказывать своё суждение. Причём, оно бывает, как правило, негативное.

По письменному сообщению в чате невозможно увидеть человека. Его только можно прочитать или, в более редких случаях, прослушать. Но даже в таком голосовом сообщении отсутствует подкрепление мимикой и жестами, которые люди используют при непосредственном общении, чтобы лучше понять друг друга.

Более того, большинство конфликтов возникает не из-за того, что родители агрессивно настроены друг по отношению к другу, стремятся целенаправленно выяснять отношения и конфликтовать. Их дети учатся в одном классе и гораздо выгоднее сотрудничать, чем тратить свои силы, в бессмысленных конфликтах. Но опасность заключается в том, что отправитель неправильно сформулировал и изложил свою мысль. Ошибка в конструировании фразы, приводит к неопределённому и неоднозначному толкованию. То есть родитель задумал написать одно, а смысл, незаметно для него, получился другой.

Может быть и обратная ситуация, когда в написанное вкладывалась одно содержание, а другие родители прочитали и поняли его совершенно иначе, не так как его задумал автор. Это недопонимание приводит к долгому обсуждению, и уточнению первоначального смысла. Однако, часто бывают такие ситуации, когда родители не смотрят на начало переписки, а выхватив одно последнее сообщение, начинают его комментировать, уточнять, внося в общение сумбур и сумятицу. Происходит эффект заражения, втягивающий в воронку разворачивающейся неконструктивной беседы новых участников.

У письменной речи есть важная особенность. Она ранит боле сильно и запоминается дольше. К написанному тексту можно вернуться и прочитать его снова и снова. Если написанная фраза «зацепила», то она будет, с большой долей вероятности, запомнена надолго.

Вместе с тем вышеперечисленные причины, приводящие к конфликтам, могут быть устранены, если участники родительских чатов будут соблюдать ряд специальных правил.

1. Родители должны выбрать модератора, который будет управлять общением в чате.

2. Никогда на провокационное или агрессивное сообщение не отвечать ответной провокацией и агрессией.  

3. Лучше всегда писать нейтральные сообщения без демонстрации эмоций.

4. Не выражать недовольство без конструктивных предложений.

5. Личные вопросы писать не в общий чат, а на личный номер или мессенджер.

6. Не отвечать на полученные сообщения сразу, а выждать какое-то время, отвлечься и спокойно всё обдумать.

Общение ‒ это искусство и определённый труд. Оно требует знания своих правил. Если их применять, то общение в родительском чате будет конструктивным, конфликты будут разрешаться конструктивно, исчезнет агрессия, установятся позитивные деловые отношения, идущие на пользу, как родителям, так и их детям.

Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ Хлебников Александр Сергеевич.

Тематические сайты: Семья, Социальные сети, блоги
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 153 публикации
Сайт: mgppu.ru
Поделиться:

Интересно:

В Херсонской области для памятников и мемориалов создадут «паспорт»
22.04.2024 18:24 Новости
В Херсонской области для памятников и мемориалов создадут «паспорт»
Создать паспорта для каждого памятника и мемориала, в первую очередь посвященного Великой Отечественной войны, решили по итогам обсуждения реализации партпроекта. Об этом сообщает пресс-служба «Единой России». «Это позволит нам точно знать, сколько памятников в Херсонской области, в каком они...
Как заключить контракт при наличии разногласий рассказали эксперты
22.04.2024 17:39 Консультации
Как заключить контракт при наличии разногласий рассказали эксперты
Эксперты и общественные помощники Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Владимира Головнёва делятся с бизнес-сообществом полезной информацией на актуальные темы. Общественный помощник Уполномоченного по государственным закупкам – Сергей Маковеев подготовил очередную...
Память солдат РККА, погибших на Зееловских высотах, почтили дипломаты
22.04.2024 16:56 Новости
Память солдат РККА, погибших на Зееловских высотах, почтили дипломаты
21 апреля 2024 года на мемориальном комплексе «Зееловские высоты» была проведена памятная церемония возложения венков. Об этом сообщается на странице Посольства России в Германии в соцсети ВКонтакте. В мероприятии приняли участие сотрудники Посольства Российской Федерации в ФРГ, Представительства...
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
22.04.2024 12:29 Новости
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
Чтобы понять обстановку, сложившуюся к 22 апреля 1945 года, необходимо начать с того, что предшествовало штурму Берлина. К концу марта 1945 г. военное положение Германии было патовым, хотя Вермахт продолжал оказывать активное сопротивление и насчитывал до 220 дивизий и бригад. Также в распоряжении...
К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
20.04.2024 9:02 Новости
К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
Начавшаяся 30 сентября 1941 года битва за Москву завершилась 20 апреля 1942 года. Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне. Враг потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 500 тысяч человек, 1300 танков, 2500 орудий и другой...