Сегодня пятница, 02.06.2023, 01:51, ньюсмейкеров: 43893, сайтов: 1206, публикаций: 3339848
29.03.2023 09:13
Новости.
Просмотров всего: 9785; сегодня: 7.

29 марта 1891 года был подписан указ о строительстве Транссиба

29 марта 1891 года был подписан указ о строительстве Транссиба

29 марта 1891 года император Александр III подписал указ о строительстве Великого Сибирского пути – Транссибирской железной дороги. О необходимости создания этого пути говорили ещё в середине XIX века: доставка грузов из одной части России в другую занимала несколько месяцев. Это не только тормозило развитие страны, но и создавало прямую опасность в случае войны: защищать свои границы при такой логистике было весьма затруднительно.

В 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский поставил вопрос о необходимости строительства железной дороги на сибирских окраинах России. Однако еще на несколько десятилетий этот вопрос так и повис в воздухе. В 1886 году император Александр III написал на отчёте иркутского генерал-губернатора графа Игнатьева: «Уже сколько отчётов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора».

Согласно высочайшему волеизъявлению был образован особый комитет по Сибирской железной дороге, а его председателем по рекомендации занимавшего в то время пост министра путей сообщения Сергея Витте был назначен сын Александра III – цесаревич Николай, наследник престола. Именно он заложил первый камень в основание самой протяженной железнодорожной магистрали в мире. Произошло это 31 мая (19 мая по ст. ст.) 1891 года неподалеку от Владивостока. Эта дата считается официальным началом строительства Транссиба.

Изначально было решено отказаться от помощи западных промышленников – строили своими силами и на свои деньги. Дабы избежать закупки дорогих импортных материалов были специально организованы новые производства. В преддверии строительства провели разведывательные экспедиции, целью которых было определить точный маршрут пролегания будущей магистрали. Вскоре был принят план по строительству и соединению шести основных участков железной дороги. Начать строительство решили сразу с двух сторон – от Челябинска и Владивостока.

Магистраль проходила через горы, реки, озера, тайгу, безлюдные труднодоступные места. Приходилось возводить сложные инженерные сооружения – пробивать километры тоннелей, перекидывать мосты через могучие сибирские реки. Тем не менее, скорость стройки потрясала: количество работающих порой достигало 85−90 тысяч человек. За год прокладывали в среднем по 500–600 километров пути. По предварительным оценкам Комитета по сооружению Сибирской железной дороги, работы должны были обойтись в 350 миллионов рублей золотом. Несмотря на все меры, выражаясь современным языком, оптимизации процесса – конечная смета, – как водится, превысила эти оценки. Хотя для того, чтобы ускорить и удешевить строительство, действительно делалось немало: например, на некоторых участках уменьшили ширину земляного полотна в насыпях, укладывали облегченные рельсы и укороченные шпалы, кроме того, сократили количество шпал на один километр пути.

Рабочее движение поездов по Транссибу началось 3 ноября 1901 года. А полностью строительство было завершено к 1916 году. Последним объектом, возведенным на магистрали, стал мост через Амур длиной 2,6 километра. Удивительно, но полностью Транссиб был электрифицирован уже в наше время – в 2002 году. Эта железная дорога стала самой протяженной в мире, её длина составила 9288,2 километра.

Транссибирская магистраль стала «спинным мозгом» раскинувшейся на двух континентах России, значительно ускорив освоение ее новых богатых территорий. «Не проехав из столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русским», – полагал граф С.Ю. Витте.

Для необъятной России железнодорожное сообщение было делом первой важности, ибо логистика была такова, что страна не могла эффективно распределять по разным регионом собственные товары, продовольствие и сырье. Известно, что в середине XIX века доставка в Петербург пуда угля из Англии обходилась почти в десять раз дешевле, чем из Донбасса. А периодические вспышки голода случались, как правило, не из-за нехватки хлеба, а из-за невозможности доставить его из урожайных губерний.

И хотя исторически Транссиб – это только восточная часть магистрали (7 тысяч километров от Миасса, Челябинская область, до Владивостока), ее невозможно отделить от всей «кровеносной системы» страны, коей по сути и является железная дорога. Не случайно памятник Александру III долгое время встречал всех прибывших в Петербург путешественников – он стоял на Знаменской площади у Николаевского (ныне – Московского) вокзала. После революции монумент убрали. Но детище императора – Транссиб – навсегда останется одним из самых грандиозных инфраструктурных проектов в мировой истории. Проектом, не только исторически значимым, но и поныне крайне востребованным.

Текст: Анна Хрусталёва

Тематические сайты: Государство, Железнодорожный транспорт, Инфраструктура, История, Логистика, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт, Транспортные коридоры
Сайты субъектов РФ: Донецкая народная Республика, Иркутская область, Луганская народная Республика, Приморский край, Санкт-Петербург, Челябинская область
Сайты столиц субъектов РФ: Иркутская область - Иркутск, Приморский край - Владивосток, Челябинская область - Челябинск
Сайты моногородов субъектов РФ: Челябинская область - Миасс
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ
Сайты стран: Великобритания, Россия
Сайты регионов мира: Европа Центральная
Сайты объединений стран: Европейский союз

Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12737 публикаций
Сайт: historyrussia.org/sobytiya/29-marta-1891-goda-aleksandr-iii-podpisal-ukaz-o-stroitelstve-transsiba.html

29 марта 1891 года был подписан указ о строительстве Транссиба

29 марта 1891 года был подписан указ о строительстве Транссиба

29 марта 1891 года был подписан указ о строительстве Транссиба

Поделиться:

Интересно:

Фильм о Псковской области снимет группа из Сербии
01.06.2023 18:11 Новости
Фильм о Псковской области снимет группа из Сербии
Фильм о Псковской области и ее исторических памятниках и красивых окрестностях будет снимать съемочная группа из Сербии, которая прибыла в Псков. Информационный тур для телевизионщиков дружественной европейской страны стал возможным при поддержке Комитета по туризму Псковской области, Туристского...
Представлена онлайн-выставка об отдыхе московских детей в XIX–XX вв
01.06.2023 18:01 Новости
Представлена онлайн-выставка об отдыхе московских детей в XIX–XX вв
К Международному дню защиты детей столичный Главархив подготовил онлайн-выставку «Праздник детства» о том, как в Москве организовывали отдых детей в прошлые столетия. Посмотреть экспозицию можно в свободном доступе на сайте виртуального музея «Москва – с заботой об истории», в зале «1950 — 2000...
Поисковик Кусаинов: как важно дело, которое делает поисковое движение
01.06.2023 14:47 Интервью, мнения
Поисковик Кусаинов: как важно дело, которое делает поисковое движение
Казахстанцы были первыми, кто защищал Москву в самый страшный час Великой Отечественной войны, с начала блокады Ленинграда боролись за ее прорыв, рассказал командир первого в Советском Союзе поискового отряда "Мемориальная зона", казахстанский ученый Майдан Кусаинов. Радио Sputnik побеседовало с...
Дневник блокадного школьника в самую страшную ленинградскую зиму
01.06.2023 13:17 Новости
Дневник блокадного школьника в самую страшную ленинградскую зиму
В редакцию "Российской газеты" обратился Сергей Миронов, председатель партии "Справедливая Россия - За правду", с предложением опубликовать материалы семейного архива Беспаловых, в том числе дневника Володи Беспалова с ноября 1941 года по февраль 1942 года, который на тот момент он учился в 10-м...
Почему княжна Ольга, дочь Николая II, стала сестрой милосердия
01.06.2023 12:17 Новости
Почему княжна Ольга, дочь Николая II, стала сестрой милосердия
Почему дочь императора - представительница элиты - во время Первой мировой войны стала сестрой милосердия. Семен Экштут, доктор философских наук: "Начав читать дневники великой княжны Ольги Николаевны (1895-1918), старшей дочери Николая II, выпущенные издательством "Кучково поле" в конце 2022 года...