К 1000-летию города-музея Суздаль.
В 1977 г. 1200 делегатов из 74 стран встретились в столице СССР на XI Ассамблее Международного совета музеев, где было принято решение ежегодно отмечать 18 мая Международный день музеев. После заседаний в Москве и Ленинграде делегаты продолжили работу в Суздале – первом в СССР городе-музее.
Суздаль – одна из самых успешных и необычных программ советской туриндустрии: советским людям и иностранным туристам предлагали путешествие в русскую сказку. Документы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), позволяют проследить все стадии этого проекта с момента появления идеи и ее продвижения до законодательного оформления и последующей реализации.
Решение о превращении Суздаля в город-музей было принято еще в конце Великой Отечественной войны. Историческое наследие древнего города особенно возросло после того, как многие памятники древнерусской архитектуры в Пскове, Новгороде, Киеве были разрушены фашистами. Суздаль, пространство которого казалось декорацией к фильму-сказке, как нельзя лучше подходил для знакомства с русской культурой. Постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по сохранению и реставрации памятников архитектуры во Владимирской области» от 8 апреля 1945 г. отдельным пунктом предписывало «разработать к 1 июня 1945 г. предложения по планировке и благоустройству Суздаля как города-музея». Однако дальше разработки проекта тогда дело не пошло.
Со второй половины 1950-х гг. мода на путешествия и увлечение национальной культурой повлекли советскую интеллигенцию в старые русские города. В Суздале туристов ждал город контрастов: красота храмов усиливала впечатление от убогости городского пространства. «Недавно мне пришлось побывать в древнем городе Суздале. То, что я увидел там, поразило меня. На улицах грязь, дома небелены, очень мало зелени. На некоторых улицах нет табличек с названием улиц», – жаловались советские граждане на страницах центральной прессы. Погружение в русскую сказку было полным: водопровода, канализации, магистрального газа в домах не имелось.
В начале 1960-х гг. популярности Суздалю добавил фильм «Андрей Рублев» А. Тарковского, а также поездки туда знаменитых иностранцев, среди которых были Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар. Посещение некоторых зарубежных гостей обросло легендами: так, барону Ротшильду до сих пор приписывают фразу: «Я богатый человек, но если бы мне дали Суздаль на несколько лет, я бы удвоил свое состояние». Несмотря на такую популярность, город был туристическим центром одного дня: десяткам тысяч туристов здесь предлагалась гостиница на 60 мест, ресторан на 48 мест и чайная на 75. Тематическая инфраструктура была «безвидна и пуста» – не было даже сувенирных киосков.
1 августа 1967 г. Совет министров СССР принял постановление «О создании туристского центра в г. Суздале», согласно которому город должен был стать витринным центром в первую очередь для иностранного и дипломатического туризма.
Ключевым профильным объектом города стал Главный туристский комплекс (ГТК), который стал «точкой отсчета» для трансформации и модернизации всего городского пространства. В ГА РФ хранится документация в пяти томах о строительстве комплекса, которая отражает не только основные этапы строительства комплекса, но и проблемы, возникшие при его создании, а также борьбу союзных, республиканских и региональных институций за контроль над прибылью от итогового проекта.
ГТК был настоящей «всесоюзной стройкой»: для возведения и отделки зданий использовались лучшие материалы, производимые в СССР, часто созданные вручную и по уникальным заказам. По воспоминаниям В. Брунцева, главного инженера Дирекции по строительству комплекса, для оформления мотелей использовали «модные светильники… из Эстонии, дверные и оконные скобяные изделия – из Латвии, ковровые дорожки – из подмосковной Коломны… посуду – с фарфоровых фабрик Ленинграда и Вышнего Волочка, хрусталь – из Гусь-Хрустального, а столовые приборы для кафе – из города Кольчугино Владимирской области».
Авторы проекта провозгласили своей целью «реставрацию впечатлений». Главное здание ГТК отсылало к образу традиционной русской избы, а белоснежные двухэтажные мотели – к древнему белокаменному зодчеству. Авторы проекта позаботились и о том, чтобы найти рецепты старинных яств и напитков, а также восстановили технику старинных ремесел, что делало путешествие в Суздаль еще более экзотичным.
Хотя ГТК весьма органично влился в пространство города-музея, часть советской интеллигенции скептически отнеслась к этому проекту. Крупнейшие ученые и общественные деятели критиковали коммерческий подход, который, по их опасениям, должен был превратить Суздаль из национальной святыни в «среднерусский Диснейленд». Документы архива сохранили отголоски большой дискуссии, среди которых – возражения известного специалиста по древнерусскому зодчеству Н.Н. Воронина на совещании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) о ходе работ по созданию турцентра в Суздале.
Несмотря на то, что ГТК был открыт на несколько лет позже запланированного срока, а бюджет проекта превысил первоначальную сумму более чем в три раза, в 1977 г. его авторы были удостоены Государственной премии СССР.
В главном здании комплекса находились кинозал с аппаратурой для синхронного перевода, представительские помещения, бассейн, ресторан с панорамным видом (который в 1981 г. стал площадкой для съемок фильма «Чародеи»). ГТК представлял собой «город в городе», в котором было все необходимое: почтовое отделение, магазин «Березка», автозаправочная и техническая станции, бюро обслуживания, газетный киоск и кафе ресторанного уровня. Обстановка – высокие потолки, витые лестницы, камины, панорамные окна, бар, сауна, бильярд – давали возможность советским людям почувствовать прелести «западного» образа жизни. Однако не все любители путешествий могли позволить себе остановиться в комплексе, да и места здесь всегда были «дефицитом» – большую часть из них заранее бронировал «Интурист».
Суздалю удалось стать не только городом-музеем, но городом-палимпсестом, в котором органично сочетаются и древнее зодчество, и деревянные домики «одноэтажной России», и советский модернизм 1960-х. В наши дни город-музей снова переживает период обновления – к 2030 г. в городе появятся новые здания, комплексы и площадки. Каким будет древний Суздаль в XXI в., туристам еще предстоит увидеть.
Автор: Г.С. Егорова, Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).
Источник: https://vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_4983
Изображение 1. Постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по сохранению и реставрации памятников архитектуры во Владимирской области». 8 апреля 1945 г. ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 248. Л. 195, 197.
Изображение 2. Переписка с Управлением по делам архитектуры при СНК РСФСР по проекту планировки г. Сталинграда и о превращении г. Суздаля в город-музей русского искусства. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 7406. Л. 4. Подлинник.
Изображение 3. Постановление Совета Министров СССР от 1 августа 1967 г. № 735 и приложение к нему. ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 812. Л. 95, 100, 101. Подлинник.
Изображение 4. Постановление Совета Министров СССР от 1 августа 1967 г. № 735 и приложение к нему. ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 812. Л. 95, 100, 101. Подлинник.
Изображение 5. О мероприятиях по строительству туристического центра в г. Суздале Владимирской области в 1970-1974 гг. т. 5. ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 46. Д. 857. Л. 68–70. Подлинник.
Изображение 6. Протокол Совещания в Центральном Совете ВООПИиК по вопросу о ходе работ для создания туристического центра в г. Суздале от 21 февраля 1968 г. ГА РФ. Ф. А-639. Оп. 1. Д. 131. Л. 54. Подлинник.
Изображение 7. Грамота Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника Н.А. Петровичеву в память о посещении города Суздаля. 1974 г. ГА РФ. Ф. 10118. Оп. 2. Д. 5. Л. 1. Подлинник.
Изображение 8. Интуристы у здания ресторана ГТК. Журнал Путешествие. 1992. № 5-6. С. 58.
Изображение 9. Мотели ГТК. Суздаль. Набор из 18 открыток. М., Планета. 1978.
Изображение 10. Торговая площадь. Галерея торговых рядов. Магазин сувениров «Суздальская лавка». Набор из 18 открыток. М., Планета. 1978.