Сегодня вторник, 22.04.2025, 03:39, ньюсмейкеров: 44638, сайтов: 1204, публикаций: 3528176, просмотров за сутки: 338855
28.07.2023 14:57
Консультации.
Просмотров всего: 5136; сегодня: 1.

Сурдопедагог – кто это?

Учитель-сурдопедагог – специалист редкой, но востребованной специальности. Сурдопедагога часто путают с сурдопереводчиком или врачом-сурдологом. Распространено мнение о том, что сурдопедагог учит детей жестам и работает в специальной школе-интернате. Так ли это?

Профессия сурдопедагога многогранна и очень интересна, поскольку этот специалист занимается всесторонним развитием детей с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие, дети после протезирования слуховым кохлеарным имплантом). Основная задача учителя-сурдопедагога – развитие звуковой речи, поэтому сурдопедагог учит детей общаться с помощью разговорной речи на слухо-зрительной и слуховой основе. Так же сурдопедагог занимается профилактикой распада речи не только у детей, но и у взрослых, потерявших слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована.

В чем особенность работы учителя-сурдопедагога? Это специалист, который знает закономерности речевого и общего развития ребенка, может оценить особенности развития ребенка и уровень сформированности у него речи с помощью методов психолого-педагогической диагностики. Сурдопедагог владеет различными технологиями формирования, развития и коррекции нарушений устной и письменной речи у неслышащих детей. Учитель-сурдопедагог помогает детям с нарушениями слуха, в том числе детям после кохлеарной имплантации, заговорить; разбирается в вопросах специфических трудностей в обучении и способах их преодоления у детей школьного возраста; развивает коммуникативные навыки; обучает чтению, письму и счёту. Ещё этот специалист занимается сохранением речи после заболеваний, которые приводят к стойкому снижению слуха.

Где и с кем может работать сурдопедагог?

Сурдопедагог – специалист, работающий с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, с подростками и взрослыми людьми. Чаще всего этого специалиста можно встретить в специализированных образовательных учреждениях: это государственные детские сады и школы, осуществляющие коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими снижения слуха или же в образовательных учреждениях, работающих по программам инклюзии. Работают сурдопедагоги и в частных образовательных и развивающих центрах, центрах содействия семейному воспитанию, психолого-педагогических комиссиях. Также сурдопедагог может работать в реабилитационных центрах, центрах слухопротезирования, в медицинских учреждениях, вести частную практику. В зависимости от возраста человека и степени снижения слуха сурдопедагог решает различные задачи, используя индивидуальный подход, активно сотрудничает с врачами-сурдологами и аудиологами.

Где же нужно учиться, чтобы стать сурдопедагогом?

Будущие специалисты обучаются в педагогических вузах. В университете будущие сурдопедагоги изучают специальные дисциплины, связанные с особенностями речевого развития детей с нарушениями слуха, методики коррекционной работы, методы работы с семьей, общую и специальную педагогику и психологию, филологию, основы физиологии и анатомии человека, аудиологию и слухопротезирование, неврологию, дактиль и жестовый язык, технологии обучения русскому языку, чтению, математике и многое другое. Для успешной работы в будущем студенты-сурдопедагоги за время учёбы посещают различные базы практики, где у них есть возможность не только наблюдать за работой специалистов, но и самостоятельно проводить занятия с детьми дошкольного и школьного возраста. Практика проводится под обязательным руководством педагогов университета и специалистов в учреждениях.

Профессия учителя-сурдопедагога позволяет овладеть широким спектром знаний, постоянно развиваться, осваивать новые компетенции, реализовывать на практике современные традиционные и альтернативные технологии работы. Несомненно, методы и приемы работы учителя-сурдопедагога существенно отличаются от работы со слышащими детьми. Изучают сурдопедагоги и жестовый язык, так как он официально является языком сообщества неслышащих людей.

Одним из достоинств деятельности сурдопедагога является то, что результат совместно проделанной с родителями и ребенком работы очевиден всем участникам образовательного процесса. Каждый рабочий день приносит новые эмоции, радость от общения с детьми, творческие и профессиональные идеи, возможность бесконечно развивать свои личностные и профессиональные навыки.

Автор: Труханова Юлия Александровна, кандидат психологических наук.

Тематические сайты: Дети, Молодежь, Образование, Профориентация и подготовка
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 156 публикаций
Сайт: sp.mgppu.ru
Поделиться:

Интересно:

Конференция "Белые ночи-2025" соберет более 250 женщин-лидеров
22.04.2025 0:18 Мероприятия
Конференция "Белые ночи-2025" соберет более 250 женщин-лидеров
III Конференция «Белые ночи-2025», организованная Межрегиональной Ассоциацией женского бизнеса, будет проходить 5-7 июня в г. Санкт-Петербурге. Мероприятие пройдет в преддверии Петербургского международного экономического форума -2025.На конференции «Белые ночи» соберутся более 250 успешных женщин-предпринимателей, топ-менеджеров, общественных деятелей и экспертов из разных сфер бизнеса. Это уникальная площадка для нетворкинга и установления деловых связей. Программа конференции включает в себя три тематических блока: взаимная выгода, доверие и прозрачность. Мероприятие проходит под девизом: «Стратегия ХХI века: доверие, взаимная выгода и прозрачность». В центре внимания - темы построения успешного бизнеса, ценность бизнес-образования, партнерство и открытость к диалогу и новым возможностям. Такие ценности как честность, справедливость и уважение - создают основу для доверия и сотрудничества в долгосрочной перспективе.  Спикеры...
Что предприняла 18-летняя девушка, вступившая в бой с 12 нацистами
21.04.2025 17:14 Персоны
Что предприняла 18-летняя девушка, вступившая в бой с 12 нацистами
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне историки напомнили о подвиге старшины медицинской службы Ксении Константиновой, которая в неравной схватке расправилась с немецкими солдатами, прикрывая собой раненых. Противник ей этого не простил. Ксения Константинова родилась в 1925 году в селе Сухая Лубна Липецкой области. Росла в уважаемой семье учителя, помогала родителям по дому, сидела с младшими братьями. Согласно архивным данным, девочка стремилась научиться читать и писать с раннего детства, неоднократно проявляла смелость и твердость характера. Однажды она спасла соседского мальчика от нападения бродячих собак. Встав на его защиту, она сама не заметила, как оказалась в окружении разозленных четвероногих. Получила травмы, но ребенку помогла. В 15 лет, в 1940 году, Ксения поступила в Липецкую фельдшерско-акушерскую школу, мечтая стать врачом. Там она проучилась до 1942 года, а затем решила уйти добровольцем на фронт. В то время...
К годовщине завершения битвы за Москву 1941–1942 гг.
20.04.2025 12:12 Аналитика
К годовщине завершения битвы за Москву 1941–1942 гг
«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. Она похоронила план "Барбаросса"». Маршал Г. К. Жуков  В начале сентября 1941 г. немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. План операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга. 30 сентября 1941 г. началась Московская стратегическая оборонительная операция. В результате кровопролитных боёв и упорного сопротивления советских войск в ноябре 1941 г. наступление немцев было остановлено. А 5-6 декабря 1941 г., когда стало ясно, что наступательные возможности противника исчерпаны, советские войска перешли в контрнаступление. В ходе Калининской, Клинско-Солнечногорской, Тульской...
Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
18.04.2025 16:19 Мероприятия
Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
Масштабный патриотический проект «Города-герои – города героев», приуроченный к юбилейным датам присвоения званий «Городов-Героев», «Крепости-Героя» и 80-летию Великой Победы, реализуется Мосгордумой по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина. В ходе пресс-конференции в Пресс-центре ТАСС Председатель столичного парламента Алексей Шапошников представил участников проекта, рассказал о маршрутах автопробега по городам-героям на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, а также о запланированных гражданско-патриотических и мемориальных акциях. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «Проект «Города-герои – города героев» объединяет города, чьи улицы помнят подвиги, а земля хранит историю мужества и самоотверженности. Наша цель – напомнить о героях, сохранить правду о Великой Отечественной войне и передать эту память тем, кто будет строить наше будущее...
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
17.04.2025 17:21 Аналитика
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
С первых дней войны таджикский народ проявил готовность защитить страну от опасности, нависшей над Родиной. Уже к 7 июля 1941-го в один только городской военкомат Сталинабада (ныне Душанбе) поступило 2503 таких заявления, из них 745 — от женщин. Всего с 1941 по 1945 годы из республики на фронты было призвано 289 тысяч человек. Еще 45 тысяч таджикистанцев были отправлены на трудовой фронт. В годы Великой Отечественной войны из 1,5 миллионов населения Таджикской ССР за победу над врагом отдала жизни 100 тысяч бойцов и командиров Красной армии, в том числе около 30 тысяч таджиков. В Таджикистане создавались крупные военные подразделения, которые в полной боевой готовности уходили прямо на фронт. К ноябрю в республике было сформировано несколько национальных бригад: стрелковые и кавалерийские. Из Таджикистана в октябре 1941 выехала на фронт прославленная в боях гражданской войны 20-я Краснознаменная ордена Ленина горно-кавалерийская...