Сегодня вторник, 20.05.2025, 23:07, ньюсмейкеров: 44686, сайтов: 1204, публикаций: 3533796, просмотров за сутки: 310930
05.07.2024 15:12
Персоны.
Просмотров всего: 4362; сегодня: 5.

Кони, люди и загадки казака Митрофана Грекова

Кони, люди и загадки казака Митрофана Грекова

Художник от Бога – это, как ни странно, далеко не всегда означает умение талантливо изображать все на свете. Скажем, гений рисования морских волн Иван Айвазовский, когда пришла пора писать картину "Прощание Пушкина с Черным морем", позвал в соавторы Илью Репина, чтобы тот изобразил поэта. "Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку", – кокетничал затем Репин. На самом деле одному было дано грандиозно изображать водную стихию, а второму – людей.

Родившемуся 15 июня 1882 года в одном из хуторов Войска Донского казаку Митрофану Господь даровал умение писать коней, чтобы те были реалистичней живых даже. И кавалеристов, чтобы за каждым образом судьба читалась. Самое же сильное место в творчестве художника, которого теперь все мы знаем под именем Митрофана Грекова, это дар наполнять картину подлинной атмосферой боев и перерывов между сражениями, дыханием истории.

Донская "Санта-Барбара"

Непревзойденный российский и советский баталист даже сопротивлялся узкой специализации своего таланта. Впрочем, не слишком настойчиво. Попробовав писать нейтральные пейзажи, он понял, что это не совсем его. Зато с конными сценами и образами брутальных воинов проблем у него не было никогда.

Понятное дело, этому способствовал казачий быт, который окружал будущего художника с самого его рождения. Убедительно нарисовать коня, не зная его повадок да элементарной анатомии этого животного, нереально. А уж людей тем более надо видеть в бою, до него и после, чтобы выхватить важные черты характеров, суметь перенести их на холст. Практических наблюдений в этом смысле у Митрофана Грекова хватало.

Другое дело, что Грековым он был не всегда. Это одно из неоднозначных мест в биографии выдающегося донского казака. От появления на свет и до 1911 года он был Митрофаном Павловичем Мартыщенко, а уж потом превратился в Митрофана Борисовича Грекова.

Историки и искусствоведы приводят самые разные вариации на загадочную тему смены живописцем паспортных данных. Наподобие такой донской "Санта-Барбары": мать художника своего мужа Павла Мартыщенко не любила, а жила душа в душу с формально женатым помещиком Борисом Грековым. Изначально их сына записали на неудавшегося законного супруга, а уж потом…

Донские краеведы трудились над этой темой долго и увлеченно. Грековы – один из самых знаменитых донских дворянских родов. Если придерживаться версии из предыдущего абзаца, то по крови художник Митрофан – внук войскового старшины Ивана Грекова, основателя хутора Ивановка, вполне зажиточного помещика.

Впрочем, добровольное перемещение художника с одного генеалогического дерева на другое было его частным делом. Да, для историков и светских хроникеров любопытное, но для искусствоведов не такое уж и принципиальное. Великолепные картины Митрофана Грекова мы наверняка ценили бы ничуть не меньше, останься он навсегда Митрофаном Мартыщенко.

Из казаков в кирасиры и обратно

К созданию своих классических теперь уже полотен донской баталист мчался стремительно и целенаправленно. Через учебу в Одесском художественном училище и Санкт-Петербургской академии художеств, работу с великими мастерами Ильей Репиным и Францем Рубо (автором панорам "Оборона Севастополя" и "Бородинская битва") и армейскую службу.

Рисование – это хорошо и важно, но без армейских будней казаку никак. В 1912 году, в солидном уже 30-летнем возрасте, Греков поступил в лейб-гвардии Кирасирский полк.

В некоторых биографических справках можно встретить строку, дескать, служил он в лейб-гвардии Атаманском полку. Скорее всего, здесь сработал стереотип. Да и велико исследовательское искушение вписать видного художника из казаков (но и дворян) в привилегированный казачий полк.

Сам Греков оставил недвусмысленное указание на место своей службы в виде картины "Атака лейб-гвардии Кирасирского полка под Кульмом в 1813 году".

Но и собственно казачьим боевым будням Митрофану Грекову пришлось уделить самое пристальное внимание. Вступление России 1 августа 1914 года в Первую мировую войну не оставляло ему иного выбора, кроме отправки на фронт.

Младший урядник был зачислен в 19-ю особую (ополченческую) Донскую казачью сотню. Воевал на Юго-Западном фронте, в том числе участвовал в беспрецедентном Брусиловском прорыве.

Трехлетний опыт боевых действий, ранение, звание старшего урядника, огромное количество зарисовок и фронтовых наблюдений – с этим обширным багажом вернулся Митрофан Греков на Дон в 1917 году.

Его наброски и наблюдения легли в основу целого цикла Грековских картин, среди которых "Выезд казачьей батареи на позиции", "Урядник 19-й сотни", "Казачий разъезд на разведке", "Уральский казак" и другие.

Союз тачанки и мольберта

Но самые эпохальные работы Митрофана Грекова связаны с Гражданской войной на юге России. Художник, что не так уж и логично, если учитывать его дворянские корни, с энтузиазмом принял советскую власть.

Его работы, посвященные Первой конной армии, величественные и искренние. За полотнами просматривается осознанный мировоззренческий выбор, но никак не случайность или, упаси Господи, конъюнктура.

Другое дело, что понравиться эти картины могут только красной стороне конфликта. Белые на холстах Грекова, как правило, находятся в удрученном состоянии.

Баталист дружил с главными авторитетами Первой конной Семеном Буденным и Климентом Ворошиловым. Скорее всего, без пропагандистской составляющей в этом военно-творческом союзе не обошлось. Зато была эта пропаганда крутой, на уровне высокого искусства.

Картины "В отряд к Буденному", "Тачанка", "Кавалерийская атака", "Трубачи Первой конной" (1934) стали ярчайшими иллюстрациями к истории Гражданской войны.

За создание диорамы "Взятие Ростова" в 1929 году баталисту преподнесли золотые часы с надписью "Мастеру художественного батального слова М.Б.Грекову от 1-й Конармии". Высокое признание.

Прерванный "Штурм Перекопа"

Митрофан Греков умер до обидного рано, всего-то в 52 года – самый расцвет творческих сил. Произошло это в Крыму в 1934 году, где баталист трудился над панорамой "Штурм Перекопа".

Похоронен художник на Новодевичьем кладбище в Москве. Памятник символизирует высшие достижения Грекова на его жизненном пути – рядом с ростовой фигурой живописца бронзовые буденовка, кавалерийская труба, казачья шашка.

Картины донского казака хранятся в Третьяковской галерее и других художественных музеях России.

В системе наград Министерства обороны Российской Федерации существует медаль "Художник Греков". Она предназначается военным и гражданским мастерам искусств за создание высокохудожественных произведений на военно-патриотическую тематику, организацию деятельности и обучение военных художников.

Текст: Руслан Мармазов.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Патриотизм, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры, Художественный салон
Сайты субъектов РФ: Крым Республика, Москва, Ростовская область, Санкт-Петербург
Сайты федеральных округов РФ: Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Россия, СССР, Украина
Сайты городов стран: Украина - Одесса
Сайты регионов мира: Европа Восточная
Сайты объединений стран: СНГ - Содружество независимых государств

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11074 публикации
Сайт: kazachestvo.ru/20240614/1141644.html
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников данной точки зрения – отсутствие слова «рыцарь» в...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея создать спектакль о взятии Рейхстага пришла мне...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию о законах и обычаях сухопутной войны и принявших...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко, генеральный директор китайского делового центра «Парк...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать поучения и наставления, переводить и создавать...