Сегодня суббота, 16.01.2021, 23:20, ньюсмейкеров: 42055, сайтов: 1191, публикаций: 3127988
28.09.2010 00:00. Новости. Просмотров всего: 4606; сегодня: 2.

Время для урока

Время для урока

Время – весьма важная категория для участников конкурса «Учитель года России-2010». Успеть подготовиться к очередному конкурсному заданию, успеть пообщаться, успеть, если получится, выспаться… 26 сентября половина учителей, отчитавшихся накануне на «Методическом объединении» о своем опыте работы, давали открытые уроки. И говорили в том числе о времени.

Урок географа из Кабардино-Балкарской Республики Евгении Усенко был посвящен часовым поясам на территории России. Для начала Евгения Вячеславовна предложила помечтать. Восьмиклассник рассказал о своей мечте: «Построить большой остров и жить на нем». Когда мечты сбываются, хочется воскликнуть: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!». Мгновенье, время… А что это такое? Оказалось, не так мы много знаем о времени. Даже определение дать непросто. Ведь время – это и период, эпоха, и определенный момент, в который что-то происходит, и пора дня, года, и благоприятный момент, и форма глагола. А что уж говорить о сложных понятиях, связанных со временем, – часовые пояса, летнее, декретное, поясное время? Их ребята и узнавали на уроке. Оказалось, что Россия протянулась со 2-го пояса по 12-й. Потом школьники начали решать задачки по теме. Например, Евгения Усенко предложила им такой сюжет: «На конкурс конкурсанты прибыли из разных регионов и в разное время. Я вылетела из Нальчика в 15.50 по московскому времени и летела 2 часа. Ждала 2 часа. От Москвы до Магнитогорска летела 2 часа. Во сколько меня встретила гостеприимная магнитогорская земля?».

«На конкурсном уроке самый главный соперник – время», - сказал преподаватель ОБЖ из Республики Татарстан Ильгизар Гадельшин во время самоанализа. Однако педагог использовал время, отведенное ему для урока, весьма плодотворно. Восьмиклассники узнали о пожарах столько, сколько не знали всю свою жизнь до этого. Сначала вспомнили, играючи в «Брейн-ринг», что знают об этих трагедиях, затем разгадывали загадки, вспоминали виды пожаров. Параллельно выяснили, что мобильный номер, по которому можно позвонить в пожарную охрану, – 112, и эта информация, пожалуй, самая полезная! Однако не единственная. Ребята изучали Закон РФ «О пожарной безопасности», разбирали конкретные примеры пожарных ситуаций, показанные в видеофрагментах, и пытались посмотреть на свое жилище глазами сотрудника Министерства по чрезвычайным ситуациям – насколько оно безопасно? Ведь 97% пожаров в нашей стране происходит по вине человека.

О прошедшем времени говорила учитель истории из Курской области Наталия Ковтонюк. На ее уроке восьмиклассники выясняли модель и способ становления индустриального общества в Англии. Решили, что модель этого общества можно представить в виде рисунка, схемы, таблицы. А еще – как систему. Четыре круга – четыре сферы: социальная, политическая, экономическая, духовная. Заполняя круги, ребята вспоминают множество нужных терминов и понятий - промышленный переворот, урбанизация и т.п. Затем пришла пора читать текст и находить в нем черты индустриального общества в Англии. Свои подсказки школьникам дала карта. Прозвучал аудиофрагмент книги Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии» и отрывок из оперы Шарля Гунно «Фауст». Все это для того, чтобы модель индустриального общества в далекой Англии XIX века стала близкой и зримой.

«Как вы получаете знания, какие есть способы?», - спросил девятиклассников тульский биолог Андрей Гарифзянов. «Чтение книг, просмотр телепередач, наблюдение, получаем знания на уроках, ставим эксперименты…», - ответили ребята. Андрей Рузильевич попросил ребят сложить и запустить бумажный самолетик, затем спросил: «Глядя на полет самолетиков, какие знания вы могли получить?». Оказалось – знания о том, как устроены настоящие самолеты, ведь бумажная игрушка – это несовершенная, но все же модель… А затем ребята получили очень интересное задание – создать модели организмов, абсолютно приспособленных к различным средам – водной, наземно-воздушной, почвенной. Рисунки и аппликации повесили на доску. А после изучения вместе с педагогом способов, с помощью которых животные прячутся от своих врагов или их отпугивают, дети смогли свои шедевры скорректировать. И сделали вывод: идеальных моделей не бывает.

На флаге города Магнитогорска – черный треугольник. Он символизирует руду. Именно с этого начала свой урок химии в 9 классе Роза Халадова из Чеченской Республики. Занятие было посвящено теме «Физические свойства металлов». Вспомнили: атом, электроны, положительные ионы, электронные газы, электронное облако, кристаллическая решетка. И начали ставить опыты. Стекло, дерево, металл – свойства материалов лучше познавать в сравнении. Выяснили, что самый тепло- и электропроводный – металл. А пластичность – уникальное свойство именно металлов. Причина всех эти чудесных свойств – подвижное электронное облако. Закончился урок тем же, чем начался, – треугольником, только уже не магнитогорским, а магическим треугольником химии.

Урок-включение провел для одинадцатиклассников филолог из Вологды Вячеслав Вахрамеев. Рассказ Ивана Бунина «Холодная осень», который был положен в основу урока, совсем короткий, но в нем уместилась человеческая жизнь, да, пожалуй, и вся трагедия русской эмиграции – безвозвратно потерянного для России поколения, которое бежало за границу от революции и Гражданской войны. Понять их, понять самого Ивана Бунина, а не только проанализировать текст рассказа, было непросто за 30 минут. Однако осмысление исторического контекста, роли детали и вечных образов помогло выйти на глубокие обобщения. Наверняка выпускники еще вернутся к «золотому слову» Бунина, но уже на совершенно новом, высоком уровне.

Фольклор – благодатная тема для пятиклассников. А уж если занятие проводит учитель музыки, который фольклором занимается углубленно, - тем более. Не хочется отрываться от замечательных мелодий, красивых слов. Елена Лоцман, музыкант из Республики Карелия, успела с ребятами воспроизвести хором звуки леса – там и филин ухает, и кукушка кукует, и ветер шумит, и озеро рядом плещется. И в хороводе дети прошлись, под песню «Я не знаю, куда вьюн положить». И разобрали, какие бывают песни – плясовые, календарные, обрядовые, исторические, частушки. И «Тонкую рябину» послушали и прочувствовали. И «Ой, ты, Порушка-Параня» исполнили. Поистине, время растягивается волшебным образом, если урок интересный!

Учитель русского языка и литературы, который читает стихи, вдвойне интересен своим детям. Наталья Малуха из Орловской области начала с исполнения короткого, но очень красивого стихотворения в прозе «Нищий» Ивана Тургенева. А затем начался урок русского языка на тему «Изобразительно-выразительные возможности синтаксиса. Роль простых и сложных предложений в тексте». Девятиклассники проводили синтаксический анализ текста, а одновременно глубже понимали замысел автора. Почему в описании нищего использованы бессоюзные и простые предложения? Чтобы создать образ. А еще видно, что лирический герой стихотворения встречает этого нищего старика внезапно. Излюбленный авторский знак Тургенева – многоточие. Здесь оно – символ отчаяния. Приемы – градация, парцелляция, синтаксический параллелизм – обретали на этом уроке жизнь и конкретное воплощение. Школьники теперь наверняка по-другому посмотрят на нищих на улице…

Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета». Основные мероприятия «Учителя года России – 2010» состоятся с 23 сентября по4октября 2010 года в Магнитогорске Челябинской области, церемония награждения абсолютного победителя – 5 октября 2010 года в Москве.

Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ

Сферы деятельности: Производители товаров и услуг
Сайты субъектов РФ: Вологодская область, Кабардино-Балкарская Республика, Курская область, Москва, Орловская область, Татарстан Республика, Тульская область, Челябинская область
Сайты моногородов субъектов РФ: Челябинская область - Магнитогорск
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ

Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку

Контакты с пресс-службой:
E-mail: press@newseducation.ru
Телефон: (926) 5356840, (962) 9607810
Поделиться:
Ваше мнение
Где вы наилучшим образом получали знания по своей работе?
 В учебном заведении
 На очных тренингах, семинарах, курсах
 В специальной литературе, учебниках
 В практической деятельности
 В Интернет
 Другое
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос

Интересно:

Отдых "всё включено" в парк-отеле "Солнечный" в Солнечногорске.
16.01.2021 15:30 Товары и услуги
Отдых "всё включено" в парк-отеле "Солнечный" в Солнечногорске
      Парк-отель "Солнечный" – первый в Подмосковье семейный отель, который начал работать по расширенной системе "всё включено". Расширенная система подразумевает, что в стоимость проживания включено не только питание "шведский стол" и базовые услуги, но и пользование практически...
Полы в квартиру - что предлагают магазины Тюмени в 2021 году?
15.01.2021 20:26 Товары и услуги
Полы в квартиру - что предлагают магазины Тюмени в 2021 году?
Ремонт полов в квартире – один из самых частых видов ремонта. Это связанно с тем, что полы – самая изнашиваемая поверхность в любом помещении, будь то загородный дом, квартира или производственная территория. Любой подобный ремонт начинается с принятия решения о том, из какого материала будет...
«Ферро-Билдинг» вошла в Топ-100 поставщиков металлоконструкций России
15.01.2021 19:31 Товары и услуги
«Ферро-Билдинг» вошла в Топ-100 поставщиков металлоконструкций России
 Всего за девять месяцев с начала работы компания «Ферро-Билдинг» направила заказчикам более 4 тыс. тонн металлоконструкций, войдя в сотню крупнейших поставщиков такой продукции в России.  Компания «Ферро-Билдинг» подводит итоги 2020 года – первого года работы нового стартапа на рынке...
«СМУ-6 Инвестиции»: В ЖК «Любовь и голуби» откроют коворкинг
15.01.2021 0:01 Товары и услуги
«СМУ-6 Инвестиции»: В ЖК «Любовь и голуби» откроют коворкинг
Во второй очереди ЖК «Любовь и голуби» появится коворкинг для жителей. Комплекс располагается в районе Западное Дегунино, в 10-минутной пешей доступности от станции метро «Селигерская». Девелопер – «СМУ-6 Инвестиции». Рынок коворкингов в Москве сегодня переживает бум и ежегодно демонстрирует рост...
Вышел в свет зимний выпуск (№40) журнала о подарках GIFT Review
13.01.2021 5:28 Новости
Вышел в свет зимний выпуск (№40) журнала о подарках GIFT Review
Пролистать электронную версию выпуска можно здесь, а оформить подписку - здесь. Зимний выпуск журнала получился необыкновенно богатым на обзорно-аналитические материалы. Открывает журнал остроактуальная тема номера – СИЗ на сувенирном рынке. Продолжает линию защиты здоровья материал об...