Сегодня среда, 17.04.2024, 02:30, ньюсмейкеров: 44162, сайтов: 1206, публикаций: 3426335
08.05.2020 16:22
Аналитика.
Просмотров всего: 3333; сегодня: 1.

Обзор GfK: FMCG шоппинг - было и стало

Обзор GfK: FMCG шоппинг - было и стало

Эксперты GfK подвели итоги исследований на рынке товаров повседневного спроса (FMCG) после первой стадии эпидемии Covid-19 в России и выяснили, как текущий кризис влияет на долгосрочные потребительские и ритейл тренды.

Данный обзор трендов подготовлен на основе single source исследования GfK на базе потребительской панели. С начала периода самоизоляции GfK еженедельно анализирует данные о реальных покупках, а также проводит опросы на панели домашних хозяйств, чтобы лучше понять суть происходящего в FMCG-отрасли и в покупательском поведении.

После спада в потреблении товаров повседневного спроса на 14-й неделе 2020, на 15-й неделе темпы роста рынка почти вернулись к докризисным показателям. А 16-я неделя стала началом новой волны роста, когда Индекс реального потребления прибавил 6% по сравнению с «нулевой» 9-й[1] неделей 2020 года.

«Первая стадия эпидемии подходит к концу. В FMCG-ритейле все возвращается на «круги своя», - на первый взгляд. Но на самом деле последствия этого периода останутся с нами надолго. Некоторые тренды – например, индивидуальное потребление на ходу, - которые ранее выделились как долгосрочные, застопорились в развитии. Несколько иначе выглядят и перспективы ЗОЖ. Но есть тренды, которые получили из-за эпидемии дополнительный импульс», - говорит Сергей Яшко, коммерческий директор направлений GfK Rus «Потребительская панель» и «Медиаисследования».

Предлагаем посмотреть на шоппинг тренды на рынке FMCG в формате «было и стало».

Было: Потребитель мобилен, предпочитает небольшие по размеру корзины покупательские миссии. Растут частота покупки и репертуар магазинов. 

Стало: Запасливое поведение как систематическое.

Данные исследования GfK показали, что более половины покупателей (52%) стали брать больше продуктов про запас. При этом это уже не «панический спрос», как, например, на гречку в марте этого года, а скорее систематическое смещение покупательских миссий покупок в период самоизоляции.

Стоит учесть также, что по данным ритейл-панели GfK, во время ажиотажного периода россияне закупились новыми холодильниками и морозильными камерами, чтобы хранить запасы. Предполагаем, что шок этого периода может надолго закрепить запасливое поведение в качестве основного покупательского паттерна.

  • Больше планирования и меньше импровизации.
  • Частота покупок снижается. К тому же покупатели не только стремятся сокращать количество визитов в магазины, но и будут стараться проводить в них как можно меньше времени. Можно ожидать, что будет больше запланированных покупок. В таких условиях заметность категории и бренда в торговом зале как никогда важна для сохранения конкурентоспособности. Особенно, в категориях импульсного спроса.

    Было: Рост онлайн-покупок. 

    Стало: Еще больше онлайн-покупок.

    За короткое время доля e-сommerce в обороте рынка FMCG почти удвоилась. В 2019 году доля канала на уровне всей России составляла 1,9% в денежном выражении. В марте 2020 года она достигла уже 3,2%. И, судя по недельным трендам в марте-апреле этого года, рынок онлайн-покупок в секторе товаров повседневного спроса продолжит расти, но уже изменит свои очертания.

    Одними из главных бенефициаров нынешнего тренда на дистанционные покупки становятся сервисы доставки продуктов. Традиционные ритейлеры, которые в период ажиотажа и карантинного периода использовали масштабируемые схемы организации доставки онлайн-заказов (например, с помощью СберМаркет, Самокат, др.), имели преимущества даже на фоне крупнейших игроков продовольственного онлайн-ритейла (Озон, Перекресток, Утконос), которым было непросто справляться с лавинообразным спросом.

    Еще более захватывающими выглядят перспективы для онлайн-заказов фармпрепаратов. Е-Pharma, по данным GfK, уже сейчас по оборотам лидирует среди других категорий товаров повседневного спроса в интернете. А первое место с долей более четверти всего оборота FMCG в онлайне удерживает Apteka.ru.

    Следующий тренд напрямую связан со значимостью онлайн как канала продаж для FMCG товаров.

    Было: Ритейлеры – основной канал производителя для дистрибуции своей продукции конечным покупателям.

    Стало: Курс на дезинтермедиацию.

    Тренд на дезинтермедиацию – исключение посредников из цепочки создания добавленной стоимости для создания дополнительной ценности потребителю – один из самых устойчивых. Ранее этот тренд мы оценивали как среднесрочный, но, кажется, карантин помог этому тренды выиграть пару лет. Уже в ближайшее время вы увидим новое развитие ритейл-канала «от производителя», но уже в онлайне. Среди FMCG-брендов, развивающих онлайн или smm магазины, – Чистая Линия (мороженое и молочные продукты), “Долина овощей” и Агрохолдинг “Московский” (доставка овощей и овощных сетов), «Победа» (шоколад), Умалат (сыры) и другие.

    Было: поиск нового опыта и рост внедомашнего потребления.

    Стало: «Всё дома».

    Исходя из практики исследований покупательского поведения в предыдущие кризисы, мы знаем, что люди в первую очередь оптимизируют своё потребление вне дома, увеличивая домашнее потребление. Это, в частности, стало причиной того, что объемы потребления FMCG товаров сейчас выросли. А из-за самоизоляции так называемый Хоуминг (Homing) достигнет своего предела: почти все наше потребление сейчас происходит в рамках дома. Так что у продуктового ритейла есть все шансы оставаться растущим сегментом экономики. Чего потребителям может очень не хватать, так это впечатлений и нового опыта, который они привыкли получать. Насколько быстро жажда новых впечатлений преодолеет страх и потребность в безопасности зависит то, как быстро сможет возродиться HoReCa.

    Было: интерес к товарам, рассчитанным на индивидуальное потребление дома или на ходу.

    Стало: Рост больших упаковок и снижение форматов on-the-go.

    Самоизоляция ведет к рискам для категорий, в которых высока доля внедомашнего потребления, и для малых форматов упаковок в целом. Для дома покупатели чаще выбирают большие упаковки, чтобы хватило надолго во время самоизоляции. И есть предпосылки к тому, что люди, даже выйдя из режима «все дома», значимо сократят потребление на ходу (хотя бы из-за того, что будут опасаться есть на улице). При этом из нашего исследования ситуаций покупок и потребления GfK Occasion Study мы видим, что в рамках домашнего потребления растут снекинговые оккейжены. Одной из стратегий адаптации к новым условиям может быть выпуск продуктов для перекусов дома.

    Было: ЗОЖ.

    Стало: Безопасность + ЗОЖ.

    У многих людей нынешний негативный информационный фон вызывает желание «заесть стресс». По данным GfK, 42% россиян говорят о том, что «Мне стало сложно придерживаться диеты и ограничивать себя», и две трети говорят, что стали «чаще радовать себя чем-то вкусным».

    Хотя тренд на ЗОЖ и тема здорового питания не теряют актуальности, но в данный момент они временно отошли на второй план. Гораздо активнее сейчас потребитель откликается на темы безопасности и хочет вознаграждать себя за пережитый стресс.

    Скорее всего в ближайшее время тема Безопасность + ЗОЖ будет самой продуктивной как с точки зрения разработки новых продуктов и коммуникации брендов, так и с точки зрения покупательского опыта в ритейле.

    Было: Увеличение доли промо.

    Станет?

    В прошлый кризис 2014-2015 года многие ритейлеры ушли от стратегии EDLP[2] в сторону H&L[3]. Покупатели отреагировали на это расширением репертуара магазинов и поиском наиболее выгодных промо в разных магазинах. Сейчас такая тактика покупателей будет ограничена - пока люди не готовы ходить по большому количеству магазинов. Да и увеличение промо уже не даст такого эффекта, т.к. на конец 2019 года в каналах современной торговли его доля в денежном выражении уже превысила 45%. Скорее всего, ритейлерам вновь придется пересмотреть свои ценовые стратегии, методы привлечения трафика и среднего чека.

    Аналитика подготовлена на основе индикативных недельных данных потребительской панели GfK о покупках домохозяйств, а также данных, полученных входе специального исследования GfK Consumer Panel о влиянии Covid-19 на покупателя в России и мире, в рамках которого GfK анализирует покупки в секторе FMCG в трех фазах Covid-кризиса и изменения в покупательском поведении.

    [1] Источник: Индикативные недельные данные GfK о покупках домохозяйств, 9-я неделя (24 февраля 2020 – 1 марта 2020) выбрана в качестве референсной, когда влияния кризиса еще не было заметно.

    [2] Every Day Low Price = «Низкие цены каждый день».

    [3] High & Low = Низкие / Высокие цены, «Новые скидки каждый день».


    Тематические сайты: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Потребительский рынок, Торговля, дистрибуция, продажи
    Сайты субъектов РФ: Москва

    Ньюсмейкер: GfK Rus — 52 публикации
    Сайт: gfk.ru
    Поделиться:

    Интересно:

    Объем закупок госкомпаний у самозанятых составил более 2,2 млрд рублей
    16.04.2024 17:26 Аналитика
    Объем закупок госкомпаний у самозанятых составил более 2,2 млрд рублей
    Свыше 2,2 млрд рублей составил общий объем закупок компаний с госучастием у самозанятых по итогам I квартала 2024 года. По сравнению с аналогичным периодом годом раньше этот показатель увеличился на 160%, при этом количество заключивших договоры поставок самозанятых увеличилось в 1,5 раза и...
    В исторической игре «1418» приняли участие свыше 50 тысяч россиян
    16.04.2024 14:33 Новости
    В исторической игре «1418» приняли участие свыше 50 тысяч россиян
    Более 50 тысяч человек по всей стране стали участниками Всероссийской исторической интеллектуальной игры «1418». Её посвятили событиям Великой Отечественной войны и наступательным операциям советской армии в 1944 году. Задания для игры составили на основе воспоминаний ветеранов, архивных...
    Опубликована книга о первых героях Советского Союза
    16.04.2024 9:07 Новости
    Опубликована книга о первых героях Советского Союза
    Главархив Москвы опубликовал новую книгу «Летчики — первые герои Советского Союза. К 90-летию учреждения звания». В ней собраны документы, имеющие отношение к семерым пилотам, чем коллективный подвиг по спасению челюскинцев вошел в историю. Это фотографии...
    Основной вид экономической деятельности: как подтвердить
    15.04.2024 17:21 Консультации
    Основной вид экономической деятельности: как подтвердить
    Организации ежегодно должны подтверждать основной вид экономической деятельности. Сведения нужны, чтобы Социальный фонд России (СФР) смог правильно начислить тариф взноса на «травматизм». Он считается по коду ОКВЭД, по которому получена наибольшая доля выручки за прошлый год. У ИП это...
    В Керчи отметили 80-ю годовщину освобождения от фашистов
    15.04.2024 17:01 Новости
    В Керчи отметили 80-ю годовщину освобождения от фашистов
    У Обелиска славы на горе Митридат прошёл митинг, посвящённый 80-й годовщине освобождения города от фашистских захватчиков. Об этом сообщает пресс-служба администрации Республики Крым. В торжественной церемонии приняли участие глава муниципального образования Ольга Солодилова, глава администрации...